12 апреля 2021
Доверие к сотрудникам стало залогом успешного руководства бизнесом во время коронакризиса — наравне с умением быстро принимать решения и экстренно адаптироваться к новым условиям. В рамках конференции для талантливых студентов «Менеджмент Будущего», организованной Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ), лидеры крупнейших российских компаний обсудили компетенции и опыт, обретенные за время пандемии. Многое обещает войти в привычку.
Одним из основных вопросов остается переход на дистанционную работу — настолько уникальным и впечатляющим оказался этот опыт. Конкретные кейсы компаний — в центре внимания участников конференции «Менеджмент Будущего». Заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ Вадим Кулик рассказал, как банк параллельно с реализацией масштабной технологической трансформации экстренно перестраивал процессы для работы в удаленном режиме. Несмотря на сложности, по итогам 2020 год число технологических внедрений в ВТБ выросло более чем на 50% и составило свыше 30000. «В условиях пандемии, когда никто вокруг не понимал, как лучше действовать, мы смогли собраться, быстро перестроиться и совершить настоящий рывок. Что нам помогло? Это люди, их отношение и заряженность на достижение результата. Приходилось очень быстро и даже спонтанно принимать нетривиальные решения. Например, экстренно скупать ноутбуки прямо в магазинах. Это дало результат, например, в начале пандемии мы за месяц более чем в пять раз увеличили число удаленных рабочих мест. По итогам 2020 года мы не только реализовали все, что планировали, но и превзошли показатели», — сказал он.
Некоторые отрасли во время пандемии потеряли часть прибыли — пришлось реформировать продукт. Александр Соболев, директор по стратегии и развитию бизнеса ПАО «Мегафон», отметил: «Раньше важным источником дохода для телеком-индустрии был роуминг. С началом пандемии его использование сократилось в разы. Наши клиенты стали тщательнее считать и более осознанно подходить к выбору тарифов. В связи с этим мы пересобрали пакеты услуг и сформировали более привлекательные и доступные предложения, запустили тарифную линейку #БезПереплат. Также мы делаем ставку на цифровые сервисы для b2b и b2c сегментов, запускаем новые продукты в области кибербезопасности, облачных услуг, видеоконференцсвязи, на базе технологии CDN».
Фармацевтические компании оказались в особой ситуации: перед некоторыми встала необходимость разрабатывать новые продукты для быстрого вывода на рынок, сохраняя при этом полный объем производства жизненно важных базовых лекарств. Генеральный директор BIOCAD Дмитрий Морозов отмечает, что на фоне этих сложных задач первостепенной оказалась поддержка работоспособности коллектива: «В экстренных ситуациях правила жизни другие: нужно быстро принимать решения, выводить новые продукты. Но в фармацевтике процесс длительный, некоторые задачи решаются годами. Для нас особенно важно соблюсти баланс, сохранить команду и помочь сотрудникам не выгореть».
У нефтехимиков в 2020 году на первый план вышла задача по оперативному управлению производственными потоками и цепочками поставок, а с переводом на удаленную работу СИБУР справился быстро и без простоев в работе. Алиса Мельникова, генеральный директор ООО «СИБУР Диджитал», рассказала , что чтобы справляться с задачами в новом формате работы, пришлось очень быстро научить тысячи людей использовать новые технологии. Например, «раньше цикл производственного планирования занимал недели и месяцы, а во время пандемии, когда решения в разных странах принимались в считанные дни и часы — закрывались и открывались границы, останавливались и запускались предприятия-клиенты — мы научились управлять ситуацией быстрее с помощью технологий оптимального управления поставками на основе данных, прогнозировать котировки на наши продукты на разных рынках. Если до пандемии люди на производстве и в управлении скептически смотрели на цифровые инструменты и часто предпочитали обходиться без них, то во время кризиса они были вынуждены этими инструментами начать пользоваться, а теперь уже не представляют себе работы без них. Среди прочего, это платформа дополненной реальности для взаимодействия с удаленными экспертами при выполнении производственных работ, платформа и датчики промышленного интернета вещей, позволяющие диагностировать состояние оборудования без участия человека, и многие другие инструменты Индустрии 4.0».
Ещё одним вопросом панельной сессии стало изменение стиля управления и внедрение гибких методов — аджайла. Ольга Дергунова, заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ отметила, что бизнес-процессы изменились даже в университете — гибкие системы управления стали повседневностью в консервативной академической среде. «Преподаватели в университете оказались удивительной когортой людей, готовых меняться вне зависимости от возраста. Они стали собираться в команды, обсуждать способы решения задач, прочувствовали и поняли плюсы цифровой образовательной среды. И теперь те технологии, которые пришли в вузы, уже никуда из них не денутся», — подчеркнула она.
Говоря об изменении отношения к стратегии, Андрей Лаптев, директор по развитию бизнеса и корпоративным венчурным проектам ПАО «Северсталь», поделился мнением, что прогнозирование помогает лучше понимать себя, окружающий мир и принимать верные решения, даже несмотря на то, что предсказать будущее теперь практически невозможно. Он, кроме того, заявил: «Мы видим, что тенденция к принятию все большего и большего количества решений искусственным интеллектом становится реальностью. Люди из участников производственного процесса превращаются в контролеров, наблюдателей и решателей проблем».
Отдельно участники дискуссии обсудили важность создания в компаниях особой атмосферы взаимного доверия. Это позволяет эффективно работать в удаленном формате, внедрять гибкие методы управления и снимает необходимость следить за действиями сотрудников 24/7, так как подразумевается, что у команды есть внутренняя мотивация к достижению поставленных целей и качественных результатов. «Уровень доверия к экспертам и сотрудникам проявляется в том числе в готовности относиться к ошибкам как урокам. Это ключевая вещь для внедрения технологий и для того, чтобы выйти вперед», — добавил Андрей Лаптев.
Модератором панельной сессии выступила Елена Кром, шеф-редактор «РБК Санкт-Петербург». Конференция «Менеджмент Будущего» ежегодно проводится Высшей школой менеджмента СПбГУ. Главная цель — создание площадки для взаимодействия российских компаний и талантливых российских студентов с перспективой формирования резерва управленческих кадров.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.