23 апреля 2021
Как быстро собрать эффективную команду для реализации высокотехнологичного проекта, обучить новых сотрудников и переподготовить опытных коллег — ответы на эти вопросы искали представители вузов, предприятий и государственных структур на сессии «Команды 4.0 — есть решение!» V Санкт-Петербургского международного форума труда.
Открывая дискуссию, руководитель направления по развитию профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы «РОСНАНО» Ангелина Волкова подчеркнула, что для поиска новых решений по развитию кадрового потенциала Санкт-Петербург выбран не случайно. «Это регион с наукоемким образовательным потенциалом, здесь расположены ведущие вузы, и разрабатываемая фондом технология как раз помогает работодателям и вузам найти друг друга», — поделилась Ангелина Волкова.
Руководитель Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии Майя Русакова рассказала о необходимости операционализации soft skills в целях эффективного поиска сотрудников для работы в командах. Исследование рынка труда, проведенное Университетом, показало, что людям, стоящим на бирже труда, зачастую сложно адаптироваться к меняющимся условиям, в которых ключевыми навыками становятся обучение в течение жизни (lifelong learning) и обучение в процессе деятельности (learning by doing).
По словам Майи Русаковой, несмотря на то, что российские вузы готовят высококвалифицированные технические кадры, зачастую выпускники не владеют элементарными «мягкими» компетенциями. «Обладая прекрасными возможностями и знаниями, такие сотрудники не вписываются в команду. В условиях дефицита времени это становится критичным, — добавила Майя Русакова. — Необходимость описания каждого слова для операционализации hard skills, soft skills, компетенций и требований к кандидату является насущной необходимостью».
Она отметила, что университеты сегодня активно внедряют методики обучения soft skills. Это осуществляется через научную деятельность — путем проведения исследований и внедрения рекомендаций в работу организации-заказчика. Также преподаватели могут включаться в состав команды, участвуя в обучении сотрудников. Еще один способ — это реализация дополнительных образовательных программ. «Мне кажется, что, ориентируясь на существующие профстандарты и внедряя новые, нужно выстраивать программы обучения по принципу конструктора. Когда к нам приходят уже взрослые специалисты, мы должны понимать, нужно ли им осваивать навыки с нуля, с базового уровня или же они находятся на среднем или продвинутом уровне. Здесь, к сожалению, не всегда срабатывает аналитика без участия человека, потому что системы оценивания, например тесты, все равно подвержены влиянию многих факторов», — подчеркнула Майя Русакова.
Министр труда Мурманской области Сергей Мякишев рассказал о подготовке специалистов с точки зрения своего региона, переживающего период трансформации рынка труда в связи миграционной убылью населения. В свою очередь директор ООО «Росизолит» Олег Мельник, как представитель малого и среднего бизнеса, подчеркнул важность быстрой реакции на возникающий кадровый голод, а также озвучил потребность государственной поддержки в деликатном деле сборки команды для бизнеса.
Начальник отдела профессионального самоопределения и карьерного роста Центра занятости населения Санкт-Петербурга Ольга Чернаус рассказала об опыте формирования команд на примере своего коллектива. Заместитель директора «Национального агентства развития квалификаций» Анна Факторович рассказала о разработанной модели кадрового обеспечения (МКО), которая призвана обеспечить кадровое решение под ключ для наукоемких проектов.
Представитель Санкт-Петербургского политехнического университета Павел Козловский рассказал об итогах работы образовательного интенсива в рамках поддержки цифровой трансформации предприятий региона. Заместитель директора Инжинирингового центра микротехнологии и диагностики ЛЭТИ Сергей Ильин затронул вопрос проектирования профессии будущего и гармоничного сочетания базиса знаний и soft skills. Руководитель направления «Развитие на основе данных» Университета 2035 Андрей Комиссаров рассказал, как анализ данных помогает в конструировании проектных команд.
Подвел итог заседания председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, подчеркнувший необходимость создания модели цифрового двойника рынка труда, прогнозирования потребностей производств для оптимальной подготовки кадров.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.