14 мая 2021
Группа исследователей Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) проанализировала практики поддержания благополучия персонала компаний, работающих на российском рынке. Отечественные работодатели эволюционируют в понимании этого вопроса: от заботы о физической безопасности движутся к осознанию важности благополучия на рабочем месте как элемента общественного здоровья. Пандемия – помогла.
Изыскания проведены в рамках научно-исследовательского проекта «Благополучие персонала как стратегический приоритет в области управления человеческими ресурсами», профинансированного за счёт средств гранта ВШМ СПбГУ (ID: 48952438). Экспертами выступили представители кафедры организационного поведения и управления персоналом Бизнес-школы Антонина Лисовская, Софья Кошелева, Александр Денисов и Дмитрий Соколов. |
В последние годы одним из трендов практики управления человеческими ресурсами в развитых странах стала активная интеграция концепции «управление благополучием» (employee well-being) в систему менеджмента организации. В России, однако, подобные практики внедряют в основном крупные предприятия: как представительства международных, так и отечественные компании.
К участию в исследовании были привлечены специалисты в области управления человеческими ресурсами, ответственные за внедрение практик управления благополучием, специалисты по компенсациям и бенефитам из крупных (численностью более 100 сотрудников) компаний, работающих в Санкт-Петербурге и Москве. Они представляли организации основных сфер бизнеса – как те, что декларируют управление благополучием как составную часть своей организационной культуры, так и те, что не имеют структурированного подхода к управлению благополучием персонала.
Исследование показало, что вопросы благополучия сотрудников актуальны для всех компаний, вне зависимости от сферы деятельности. Компании используют различные практики: от поддержания здоровья до использования гибких рабочих графиков.
Для крупных компаний из классических индустрий (строительство, энергетика, нефтегазовый сектор) больше характерен точечный подход к благополучию сотрудников. Наличие соответствующих программ у предприятия — обязательное условие вхождения в желаемые рейтинги. Кроме того, забота о благополучии сотрудника позволяет снизить вероятность наступления его нетрудоспособности.
Организации, связанные с производством, большее внимание уделяют программам по поддержанию здоровья сотрудников, что обусловлено стремлением снизить уровень травматизма, количество больничных дней.
Для компаний сферы профессиональных услуг (предпринимательской деятельности) программы благополучия сотрудника относятся к практикам, позволяющим поддерживать командообразование, конкуренцию среди сотрудников. Здесь особенности программ определяет корпоративная культура и поддержка руководства организации.
Подтвердилась и отмеченная экспертами Всемирной организации здоровья (ВОЗ) специфика эволюции понимания благополучия на рабочем месте (well-being at work) от относительно узкого «трудового» подхода, когда внимание уделялось в основном гигиене труда, а работодателей интересовали только вопросы, связанные с охраной труда и здоровья, до более масштабного понимания благополучия на рабочем месте как составляющей общественного здоровья. Пандемия COVID-19 и последующий коронакризис только усилили важность поддержания благополучия сотрудников и актуальность этого вопроса.
Результаты исследования представлены на конференциях International Congress of Psychology (ICP-2020) и XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (2021), а также опубликованы в журнале «Организационная психология» и научном докладе ВШМ СПбГУ. Готовятся публикации в журнале рейтинга ABS и ведущих российских изданиях в области экономики и менеджмента. |
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.