20 мая 2021
Работа на иностранных рынках склоняет российские компании активней раскрывать информацию о корпоративной социальной ответственности, делая при этом акцент на развитии местных сообществ и поддержке персонала, но уделяя мало внимания вопросам экологии. Таковы выводы совместного исследования представителей Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ), НИУ Высшая школа экономики, Венского университета экономики и бизнеса и Школы учета и финансов Университета города Вааса.
Исследователи, изучающие поведение фирм на развивающихся рынках, опубликовали в международном научном журнале International Business Review статью «Охота за международной легитимностью: изучение взаимосвязи между интернационализацией, государственной собственностью, местоположением и отчетностью в сфере корпоративной социальной ответственности российских компаний» (The Hunt for International Legitimacy: Examining the Relationship between Internationalization, State Ownership, Location and CSR Reporting of RussianFirms). Публикация открыта для свободного доступа до 19 июня. Ее авторами выступают Юлия Арай (доцент кафедры стратегического и международного менеджмента, академический директор программы Master inManagement ВШМ СПбГУ), Десислава Дикова (профессор Венского университета экономики и бизнеса, Австрия), Татьяна Гаранина (доцент Школы учета и финансов Университета г. Вааса, Финляндия) и Анна Веселова (доцент департамента стратегического и международного менеджмента, академический директор аспирантской школы по менеджменту, заведующий научно-учебной лабораторией стратегий и операций международного бизнеса ВШБ НИУ ВШЭ).
В статье исследуется взаимосвязь между интернационализацией и корпоративной социальной ответственностью (КСО) в российских компаниях. Авторы предполагают: чем больше компании оперируют на международных рынках, тем активнее раскрывают информацию о КСО, что объясняется стремлением российских компаний повысить легитимность за рубежом.
Интересные результаты получены в части приоритетов компаний в аспектах КСО. Так, российские предприятия, преимущественно оперирующие на рынках стран Содружества независимых государств (СНГ), уделяют меньше внимания раскрытию экологических аспектов по сравнению с другими (например, развитию местных сообществ, сотрудников и так далее).
Это можно объяснить историческими и культурными причинами. Развитие территорий и сообществ в своей «зоне влияния» традиционно относились к сфере ответственности отечественных предприятий, особенно – градообразующих. Отсюда – высокое раскрытие информации в части социальных аспектов и внутренних практик по созданию комфортных условий труда для сотрудников.
В свою очередь, экологическое законодательство в СНГ, в целом, и в России, в частности, в отличие от западных стран, не настолько строго и требовательно к соблюдению экостандартов. Относительно поверхностное раскрытие экологических практик во многом является наследием советских традиций в этой области. Кроме этого, можно предположить, что, имея плохую репутацию в сфере охраны окружающей среды, российские компании в принципе стараются не очень сильно выделять такого рода инициативы, чтобы не вызвать скептические реакции со стороны заинтересованных сторон.
Анализируется и роль государственной собственности как фактора, оказывающего влияние на эту взаимосвязь в компаниях, оперирующих на рынках стран СНГ и за его пределами. Влияние — разное. Положительный эффект сильнее, когда предприятия интернационализируются за пределами СНГ. Исследователи объясняют это тем, что компании с государственным участием раскрывают еще больше информации о деятельности в области КСО за пределами стран Содружества, чтобы получить легитимность на рынках дальнего зарубежья и нивелировать негативное восприятие российского государственного капитала в глазах международного сообщества.
Правительства во всем мире играют важную роль в установлении правил и норм, связанных с отчетностью о КСО, что делает это исследование представителей ВШМ СПбГУ актуальным для законотворцев. На основе полученных результатов авторы сформулировали ряд рекомендаций.
Прежде всего, необходимо укрепление политики и регламентирующих принципов, касающихся экологической отчетности в России, что может сыграть важную роль в улучшении соответствующей отчетности в сфере КСО среди российских компаний. Более того, стимулирование раскрытия отчетности по КСО может помочь госкомпаниям более эффективно интегрироваться на глобальных рынках.
Исследование проводилось на панельных данных 223 крупных российских компаний, собранных из их годовых отчетов, баз данных и официальных веб-сайтов фирм в 2012-2017 годах. Данные включают финансовые и нефинансовые показатели, а также характеристики на уровне компаний. Результаты раскрывают контекстную специфику отчетности в сфере КСО. |
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.