7 июня 2021
Участники панельной дискуссии «Век учись: образовательные траектории молодых профессионалов и компетенции будущего», состоявшейся в рамках 24-го Петербургского международного экономического форума, ответили на вопросы модератора мероприятия, советника директора Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) Александра Байзарова.
Фото — Фонд Росконгресс. Фотограф — Анна Горбань
Сессия была посвящена обсуждению проблем соотношения высшего и дополнительного образования, разрыва между вузовским бэкграундом и потребностями рынка труда, требованиям к молодым специалистам на старте карьеры, и, что немаловажно, мнению молодых руководителей на этот счет.
Так, директор по стратегическому развитию цифровых сервисов Райффайзенбанк Павел Рубахин, говоря о личностных характеристиках, необходимых для начала успешной работы молодого специалиста в любой компании, назвал, во-первых, способность буквально «ломать стены», то есть применять большие усилия к решению проблемы, которая сначала кажется «не берущейся». Вторым полезным навыком, по его мнению, является умение строить коммуникацию — поскольку зачастую приходится организовывать работу людей, которые «стены проламывать», напротив, вовсе не собираются. Как заметил Павел Рубахин, эти способности лично ему удалось развить именно в университете. В 2021 году он стал номинантом в ежегодном рейтинге российского Forbes «30 до 30» в категории «Финансы и инвестиции».
Директор по развитию новых бизнесов Zoon Антон Бойко по опыту своей работы сформулировал требования к нанимаемым сотрудникам в форме «четырех добродетелей». В первую очередь это структурное мышление. Во-вторых, очень важно слышать собеседников, договариваться. Третье — «умение саморегулироваться», управлять стрессом, чтобы избежать профессионального выгорания. Наконец, последней и главной добродетелью, по мнению Антона Бойко, выступает наличие доброй воли и желания саморазвиваться. Поскольку научиться первым трем добродетелям — можно, но только при наличии той самой доброй воли.
С точки зрения Александра Капитонова, декана факультета инфокоммуникационных технологий ИТМО, для развития любых soft skills, к которым можно отнести и упомянутые Антоном Бойко умения, необходима основательная база. Ее роль способно выполнить только фундаментальное образование. Учеба в университете остается пока единственным эффективным способом тренировать нейронные цепочки человека так, чтобы научить его находить нетривиальные решения к нестандартным проблемам. Что, безусловно, не отменяет необходимости развивать другие, в первую очередь — социальные навыки.
Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng, заметил после этого, что частное образование, по его убеждению, является буфером ошибок государственной образовательной системы. Такое положение дел, по его мнению, естественно — государственные учреждения образования в силу объективных причин многого не вправе себе позволить. Но он убежден, что набор знаний, «загружаемых» в россиянина в школе и вузе представляет из себя, как правило, просто «data set» — без алгоритмов обработки и применения. Адекватный молодой человек заполнит лакуны умений самостоятельно. Однако, не смог не заметить Александр Ларьяновский, вообще-то задачей образования должна выступать упомянутая уже тренировка нейронных цепочек мозга на умение предугадать развитие предсказуемых ситуаций.
Глава WR Group Holding Вадим Розенштейн, в свою очередь, отметил, что при найме сотрудников на работу всегда отдельное внимание уделяет личным качествам человека, без которых его профессиональные компетенции могут оказаться не такими уж и важными. Главное, на что приходится обращать внимание — это открытость. Вадим Розенштейн пояснил, что рассматривает доверие как экономическую категорию, хотя речь в данном случае идет не о прибыли фирмы в прямом ее понимании. Важно создать такую атмосферу в коллективе, где гармонично циркулируют энергия и мотивация — без доверия тут не обойтись.
Заместитель генерального директора по управлению персоналом и социальной политике Первой грузовой компании Мария Голяндрина особо остановилась на проблеме построения коммуникаций с выпускниками вузов, которые не имеют никакого практического опыта. По ее наблюдениям, подобные интервью нанимателя и соискателя выглядят как «столкновение двух миров». Профессионал HR сможет выбрать перспективную кандидатуру и в такой ситуации, но все же приходится призывать молодежь любыми способами проходить практику. При этом Мария Голяндрина заметила, что важнее «любых хардов и софтов» является умение вжиться в уникальный коллектив конкретной компании.
Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу Яндекса, обратил внимание, что сегодня очень популярен термин «траектория» — в применении к образованию или построению карьеры. Как человек, который в старших классах был «неленивым и немного отвязным» школьником, и в итоге работает в такой профессии, которую во времена его юности и вообразить было нельзя, он подчеркнул, что даже навигатор на дороге строит несколько маршрутов до искомой точки. Все они имеют собственные преимущества: один путь быстрее, другой — интереснее, а на третьем меньше поворотов. По его мнению, люди, которые на выпуске из школы планируют себе какую-либо финальную цель — например, к 30 годам — планируют себе «чудовищно унылую» жизнь. Андрей Себрант призвал аудиторию не забывать, что в ближайшие годы появятся сотни новых специальностей, и никто не спрогнозирует, какая из них «будет самой классной для вас». Посему посоветовал не гоняться за дипломами.
Представитель от России в W20 Елена Мякотникова, подхватив тему неожиданных карьерных поворотов, привела личный пример: в вузе ее нелюбимой специализацией были «финансы», но именно вокруг нее строились многие годы ее карьеры. Сейчас, как призналась спикер, она получает дополнительное образование в области нейробиологии и медицины и не исключает, что, например, через десятилетие сможет работать в сфере, резко отличной от той, где она была успешной первые 25 лет своей карьеры. По мнению Елены, это — здорово, когда нет упомянутой уже заранее выверенной траектории.
В финале мероприятия, после серии вопросов из зала, участники дискуссии, отвечая на вопрос Александра Байзарова, выступили с блиц-прогнозом о самых популярных профессиях будущего. В их числе оказались продакт-менеджмент, разработки в сфере искусственного интеллекта, кросс-дисциплинарные сочетания биотехнологий, робототехники, инженерии и математики. Важным советом стала рекомендация воспитывать в себе предпринимателя — человек с предпринимательским духом всегда сумеет организовать продукт, опираясь на технологию; только изобрести ее — мало. Наконец, главным пожеланием молодежной аудитории стало найти себя в том занятии, которое искренне больше всего нравится. Возможно, высшее образование для этого не понадобится.
«Мы в ВШМ СПбГУ активно следим за развитием и траекториями роста наших выпускников — и видим несколько интересных вещей. Во-первых, очень важен правильный mindset — картина мира, способ мышления и ценности, которые мы формируем у наших студентов. Из компетенций важны 4К: эффективная коммуникация, эффективная коллаборация, креативное мышление и критическое мышление. Крайне важно уметь работать в самых разных командах — кроссфункциональных, с разной динамикой, разными целями. А для входа на рынок труда нужны актуальные профессиональные знания и прикладные навыки», — отметил Александр Байзаров, советник директора ВШМ СПбГУ.
Дискуссия «Век живи: образовательные траектории молодых профессионалов и компетенции будущего» прошла в рамках ПМЭФ Юниор. Запись мероприятия>>
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.