7 июня 2021
В ходе 24-го Петербургского международного экономического форума участники сессии «Все, что нужно знать о развитии карьеры: корпоративная ДНК vs собственный проект», организованной при поддержке Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) и АНО «Деловая Россия», сошлись во мнении: сходства между упомянутыми карьерными сценариями сегодня больше, чем противоречий.
Дискуссия была посвящена проблеме выбора траектории, актуальной не только для выпускников вузов, но и для опытных специалистов: наемный труд в корпоративном бизнесе или собственное дело? Участники сессии начали с констатации — в современной реальности работа в корпорации требует предпринимательских задатков, а в собственном бизнес-проекте не обойтись без менеджерских навыков. Противопоставлять эти виды деятельности — сложно.
Заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ Ольга Дергунова обратила внимание участников на позитивный конформизм, характерный для сотрудников крупных компаний.
Ольга Дергунова, президент-председатель правления Банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ:
Корпоративная культура в больших организациях — это комфортная зона дискомфорта. Внутри большой компании даже если один проект вдруг потерпел неудачу, компания дает сотруднику шанс начать другой, попробовать свои силы снова, поскольку компания разделяет с сотрудником все риски. Но если ты предприниматель и у тебя стартап, все риски — твои, тебе не с кем их разделить. Но и успехи — тоже полностью принадлежат предпринимателю...
…Мы в ВШМ СПбГУ нашли решение, чему учить студентов: необходимо включать бизнес в процесс обучения, но по всем академическим правилам — и так мы преобразуем гостевые лекции приглашенных экспертов из компаний в полноценные курсы, которые преподаватели-практики читают вместе с академическими директорами и преподавателями университета. Мы создаем новые форматы обучения, каким стала для нас совместная с МегаФоном лаборатория <5G_Dream_Lab>, где учащиеся проходят полный цикл предпринимательского проекта, но с подстраховской куратора из бизнеса. Есть шанс, что удастся не отбить у молодежи желание выйти на рынок самостоятельно.
Директор центра предпринимательства ВШМ СПбГУ Карина Богатырева, в свою очередь, подчеркнула важность фундаментального образования для любого вида карьеры.
Это ускоритель и оптимизатор предпринимательского процесса. И человек без высшего образования, и человек, это образование получивший, могут достигнуть в предпринимательстве высоких результатов. Однако тот, кто образование получил, сделает это быстрее, с меньшими ресурсами и меньшими потерями.
В качестве удачного примера Карина Богатырева привела совместную программу ВШМ СПбГУ и Coca-Cola в России по обучению предпринимательским навыкам «Youth Empowered – Твой путь к успеху» — она построена на изучении асинхронных лонгридов, направленных на то, чтобы помочь молодым людям разобраться, какие навыки нужны для успешного начала бизнеса и как можно наименьшими усилиями оптимизировать этот процесс. При этом директор центра предпринимательства Бизнес-школы подчеркнула: «Образование — это дорога с двусторонним движением. Мы ожидаем от учащегося активного восприятия. Даже блестящий преподаватель не сможет дать навыки тем, кто занят чем-то другим».
Директор по персоналу Coca-Cola HBC в России Ирина Петрова отметила, что характерным для России признаком является некоторая несмелость потенциальных соискателей мест и предпринимателей. По ее словам, до сих пор бытует мнение, будто в крупную международную компанию сложно наняться. Особенно распространено такое мнение среди региональной молодежи, которая даже не дает себе возможности попытаться. И. Петрова убеждена, что надо стучаться во все двери, участвовать в общественных активностях компании; на Западе соискатели не опускают руки в ответ на отказ, отмечает она. Еще один аспект: даже работая в корпорации и будучи продуктивными сотрудниками, отечественные специалисты не умеют преподнести свои достижения и подать себя. Это то направление, в котором нам еще предстоит расти.
Денис Дидковский, генеральный директор ООО «Центр предпринимательства», согласился: умением подать себя обладают единицы; отсюда, например, — сложности с представлением своих проектов инвесторам. Но есть и позитивные новости: в России наблюдается рост принятия предпринимательства как варианта карьеры. От поколения к поколению соотечественники оценивают этот вид занятости все с большим уважением: по последним данным ВЦИОМ, до 90% молодежи в возрасте от 18 до 24 лет положительно относятся к предпринимательству. Денис Дидковский видит взаимосвязь между траекториями наемных карьеристов и начинающих бизнесменов. По его наблюдениям, многие выпускники вузов поступают на службу в крупные корпорации именно для того, чтобы в относительно безопасных условиях и под наблюдением опытных специалистов обрести необходимые для построения самостоятельного бизнеса навыки — а также накопить средства для запуска стартапа.
Основатель The Russian Public Affairs Committee (Ru-PAC), выпускник ВШМ СПбГУ 2018 года Хантер Кэйвуд заметил, что в России относятся к найму специалиста в компанию, как к инвестиции, стремясь отбирать кандидатов с опытом и знаниями, чтобы быть уверенным в том, что вложения в этого человека — окупятся. Особенно обращает на себя внимание желание удостовериться, что привлекаемому менеджеру можно доверять. При этом, по его словам, хороший менеджер в силах позаботиться о развитии как корпоративного, так и личного бренда — противоречий между этими процессами он не видит.
Председатель Экспертного Совета по экономике и предпринимательству Молодежного парламента при Государственной Думе РФ Алексей Мостовщиков рассказал о собственном опыте: когда он начинал карьеру, много слышал о сложностях, которые стоят перед бизнесменами — но именно этот вызов подтолкнул его в предпринимательство. Поэтому его смущают постоянные разговоры о мерах поддержки бизнесу. Мостовщиков убежден, что для начинающего предпринимателя вредно создавать тепличные условия. При наличии интереса и блеска в глазах его ничто не остановит — ни зарегулированность законодательства, ни конкуренты.
Основатель и генеральный директор компании Exec4.0, фокусирующейся на развитии и поиске руководителей высшего звена, Наталья Ютанова отметила, что инвесторы в крупных корпорациях сами являются предпринимателями, причем — талантливыми; в нашей стране — даже гениальными. Поэтому своими наемными работниками хотят видеть людей с предпринимательской активностью, но не духом; это — прерогатива собственников. Н. Ютанова посоветовала молодежной аудитории задуматься над тем, кем хочется видеть себя в 40 лет — и понять, что на любом пути потребуется от чего-то отказаться. Так, в корпорации вас может ждать хорошая менеджерская судьба, но вы не станете владельцем личного самолета. Его может купить успешный предприниматель — но надо понимать сопутствующие риски.
Подводя итоги дискуссии, Ольга Дергунова подчеркнула: «В основе любого сценария развития должны лежать фундаментальные знания — имей они хоть естественнонаучную, хоть глубоко экономическую спецификацию. Именно их надо максимально впитывать между 18 и 25 годами. Все методы могут эволюционировать, а soft skills – преобразиться, но математика и литература всегда останутся математикой и литературой — пусть даже приходится преодолевать себя, чтобы их усвоить».
Модератор сессии, первый заместитель исполнительного директора МОО «Ассоциация менеджеров» Вадим Ковалев, в свою очередь, финализировал беседу напоминанием о таком социологическом феномене, как синдром норвежской щуки. В ходе эксперимента щуку и карася поместили в стеклянный куб, разделенный стеклянной же перегородкой. После суток попыток преодолеть ее, щука выработала рефлекс — когда невидимая стена исчезла, она осталась на том месте, где привыкла находиться. Вадим Ковалев пожелал всем не оказаться в подобном положении — и пытаться решить свою задачу, несмотря ни на какие обстоятельства.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.