9 июня 2021
В Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) состоялась VIIнаучная конференция «ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт». С основным докладом об актуальной практике развития Петербургом проектов государственно-частного партнерства в условиях пандемии COVID-19 выступил вице-губернатор города, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления СПбГУ Максим Соколов.
Открывая конференцию, первый заместитель директора Бизнес-школы Константин Кротов сказал, что пандемия радикально изменила сферу образования — и представители ВШМ СПбГУ готовы утверждать, что, усвоив передовые практики и технологии дистанционной работы, учебные заведения стали лучше. «Тем интереснее узнать мнение экспертов о том, как изменила пандемия отрасль транспорта и сферу ГЧП — и, главное, понять, как они будут выглядеть в постковидную эпоху», — заметил Константин Кротов.
С докладом о предварительных итогах реализации проектов ГЧП на транспорте в Петербурге в условиях пандемии выступил вице-губернатор города, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления СПбГУ Максим Соколов. Он отметил, что ограничения, вызванные распространением COVID-19, не могли не сказаться на изменении как активности инвесторов по подготовке новых, так и на реализации уже запущенных проектов партнерств. Особо заметны они на транспортных инфраструктурных объектах. Меры, которые были предприняты, позволили минимизировать негативные последствия: город оказывал инвесторам необходимую консультационную поддержку, осуществлялся поиск компромиссных решений, позволяющих реализовывать проекты максимально эффективно. В итоге ни одно заключенное соглашение о ГЧП не было расторгнуто.
Подготовка к заключению новых соглашений о государственно-частном партнерстве происходила медленнее из-за стремления дождаться более стабильного состояния экономики и желания определить, насколько востребованной и выгодной при этом окажется инициатива. Такой подход позволил избежать возможных негативных последствий. Чтобы пройти сложное время с минимальными потерями, будет продолжено активное взаимодействие с предпринимателями и совершенствование системы мер поддержки бизнеса в Петербурге. Сегодня можно говорить о постепенном восстановлении рынка ГЧП в городе, ожидается увеличение количества числа проектов.
Руководитель Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ Светлана Маслова в своем выступлении отметила, что справовой точки зрения негативное воздействие COVID-19 на проекты партнерства может рассматриваться через призму нескольких правовых механизмов: освобождения от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств ввиду форс-мажора; изменения и расторжения соглашения о ГЧП в связи с существенным изменением обстоятельств; прекращения обязательств невозможностью исполнения; прекращения обязательств на основании акта органа государственной власти. Вместе с тем уникальность ГЧП проявляется через распределение рисков между публичным и частным партнерами. Именно за счет распределения рисков могут быть предусмотрены условия соглашений о ГЧП об «особых обстоятельствах», наиболее адекватно обеспечивающие защиту прав и интересов прав сторон соглашений о государственно-частном партнерстве.
Что касается ГЧП на благо людей – особой разновидности подобных проектов, то дополнительным защитным механизмом может являться осуществление публичным партнером своего права на вмешательство, основанного на «концепции step-in» – «вмешаться, чтобы спасти положение», обосновывающей его право временно и при определенных, как правило, экстренных, обстоятельствах «заместить», «встать на место» частного партнера в целях разрешения сложившейся экстренной ситуации и продолжения реализации проекта без расторжения контрактных отношений в рамках проекта ГЧП.
VII научная конференция «ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт», организованная Центром исследований ГЧП ВШМ СПбГУ, прошла в смешанном формате. Доклады, представленные участниками конференции в Парадном зале ВШМ СПбГУ, чередовались с дистанционными выступлениями представителей транспортных и других университетов Москвы, Петербурга и Екатеринбурга.
С докладами, посвященными проблемам реализации проектов ГЧП в условиях пандемии, выступили многолетние участники конференции: Нина Сирина и Светлана Рачек (Уральский государственный университет путей сообщения), Наталья Волыхина (Петербургский государственный университет путей сообщения), Ирина Курильченко (ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова), Наталья Дятлова (ООО “Maxima Legal”). Второй раз презентовали результаты своих исследований представители СПбГУ Александра Львова и Дмитрий Давыдов, Максим Векин (Уральский государственный университет путей сообщения), Елизавета Харчистова (НИУ ВШЭ).
По результатам конференции планируется выпуск электронного сборника тезисов докладов участников.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.