11 июня 2021
Команда Центра предпринимательства Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) проанализировала факторы выживаемости фирм малого и среднего бизнеса в период кризиса. Вывод: чем больше развиты человеческий, социальный и финансовый капиталы предпринимателя, тем выше вероятность его выхода из дела.
Исследование осуществлялось в рамках гранта Санкт-Петербургского университета (ID: 60419345). Были проведены библиометрический анализ литературы, посвященной стратегиям выживаемости фирм в кризис, вызванный пандемией COVID-19, и эмпирическое исследование, касающееся влияния ресурсов предпринимателя на его решение о выходе из бизнеса.
По итогам анализа литературы выявлено, что наиболее изучаемыми подходами к преодолению последствий кризиса малыми и средними фирмами являются: инновационность и предпринимательская ориентация, антикризисное управление и развитие организационной устойчивости. Эмпирическое исследование, в свою очередь, позволило определить, что значимыми факторами являются капиталы предпринимателей (человеческий, социальный и финансовый). Вне зависимости от причины выхода из бизнеса (добровольного или в результате финансовой несостоятельности),обнаружилось, что высокий уровень развития названных капиталов ведет к повышению вероятности выхода предпринимателя из бизнеса.
Результаты научно-исследовательской работы представлены на научном семинаре в ВШМ СПбГУ 25 мая 2021 г.
«Проект ставил перед собой цель выявления стратегий, способствующих повышению способности фирм малого и среднего бизнеса преодолевать последствия кризиса и выживать. Мы выяснили, что предприниматели, имеющие больше ресурсов, с большей вероятностью склонны к выходу из бизнеса, чем продолжению операций. Это справедливо не только для тех случаев, когда предприниматели видят новые возможности, но и когда есть финансовые трудности. Очевидно, для них альтернативные издержки ниже, если выйти и заняться другим проектом, чем продолжать текущий, даже при наличии финансовых ресурсов. Проведенные исследования стали первым шагом по изучению проблематики влияния кризисов на выживаемость предпринимательских фирм. Исследовательская команда Центра предпринимательства продолжит изучение данного вопроса, в частности на основе собранных в первом квартале 2021 года данных о поведенческих стратегиях топ-менеджеров российских фирм», — рассказала Анастасия Ласковая, руководитель проекта, ассистент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.