24 июня 2021
Научно-исследовательский коллектив Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) и Факультета иностранных языков СПбГУ изучил принципы междисциплинарного обучения на границах языковых и профильных дисциплин в области бизнеса и менеджмента. Результатом стала разработка методологии интегрированного курса «Language of Professional Communication» («Язык профессиональной коммуникации»), направленного на формирование междисциплинарной коммуникативной компетенции для студентов программ магистратуры ВШМ СПбГУ.
Над исследованием работал коллектив в составе заведующей кафедры иностранных языков в сфере менеджмента ВШМ СПбГУ Елены Орловой (руководитель проекта), доцента кафедры иностранных языков в сфере менеджмента ВШМ СПбГУ Татьяны Мартыновой, доцента кафедры государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ Евгения Гиленко, профессора кафедры маркетинга ВШМ СПбГУ Виталия Черенкова, доцента кафедры государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ Натальи Дроздовой, доцента кафедры иностранных языков в сфере менеджмента факультета иностранных языков СПбГУ Владимира Бондаря и заведующей кафедрой английского языка в сфере психологии факультета иностранных языков СПбГУ Елены Китаевой. Исследование осуществлялось в рамках гранта СПбГУ (ID:60419425). |
В настоящий момент методология интеграции дисциплинарного знания в области гуманитарных и социальных наук, в частности, в области языковых дисциплин и профильных бизнес-дисциплин, остается недостаточно изученной. Участники проекта рассматривают язык и коммуникацию как средство межкультурного общения, при этом большое значение придают проблемам коммуникации участников междисциплинарных проектов, подчеркивают сложность восприятия иной, непривычной предметной парадигмы, принятия новых теорий, подходов и точек зрения вследствие стирания дисциплинарных границ. Язык профессиональной коммуникации – это язык междисциплинарного или кросс-функционального общения, который возникает на границах смыслов, носителями которых являются представители разных академических или профессиональных групп. Часто проблемы, возникающие в процессе коммуникации участников междисциплинарной/кросс-функциональной команды, обостряются в условиях, когда эксперты совместно работают над решением комплексных задач, требующих привлечения разных компетенций и профессиональных экспертиз.
В центре исследования – междисциплинарная коммуникативная компетенция, которая формируется в процессе изучения языка профессиональной коммуникации в междисциплинарных и кросс-функциональных командах. Итоги исследования позволяют расширить языковую образовательную повестку в Бизнес-школе и разрабатывать новые интегрированные курсы.
Цель, основные задачи и промежуточные результаты научно-исследовательской работы были представлены 17 ноября 2020 года на научном симпозиуме «How to bridge research and teaching in the field of “Language-sensitiveInternational Business», который был организован и проведен представителями исследовательской группы совместно с европейской Ассоциацией исследователей в области менеджмента и языка (Group d’EtudesManagement et Langage) в рамках 7-ой международной конференции «Emerging Markets Conference-2020» ВШМ СПбГУ. Симпозиум включал проведение круглого стола по тематике проекта: «Языковая сенситивность в бизнес-образовании: диалог исследователей и преподавателей», модератором которого выступила участник научно-исследовательского коллектива Т.А. Мартынова. В ходе выступления на симпозиуме руководитель проекта Е.В. Орлова представила исследование, реализуемое группой экспертов в области языка, коммуникации, бизнеса, маркетинга, количественных методов исследования и машинного обучения. В выступлении было сказано об актуальности междисциплинарного подхода в бизнес-образовании и подготовки интегрированных курсов, примером каковых станет разработанный в рамках исследования курс «Язык профессиональной коммуникации».
Эксперты из 12 стран мира — учены в области языка, международного бизнеса, межкультурной коммуникации, менеджмента, аспиранты ВШМ СПбГУ — приняли участие в обсуждении исследования.
По итогам симпозиума на сайте ВШМ СПбГУ опубликовано интервью «От способности выбирать что, кому, и как сказать зависит успех и безопасность общения» с представителями исследовательской группы.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.