24 июня 2021
Группа исследователей из Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) изучила личностные свойства людей, решившихся на получение дополнительного образования в зрелом возрасте. В фокусе внимания оказались слушатели программ «Мастер делового администрирования» (Executive Master of Business Administration, EMBA).
Исследование является частью масштабного проекта, посвященного психологическим проблемам обучения взрослых людей в контексте концепции непрерывного образования. Его цель: выявление психологических предикторов (прогностических факторов), способствующих профессиональной и личностной самореализации взрослых после получения дополнительного обучения в сфере менеджмента.
Выяснилось, что слушатели ЕМВА в своем поведении опираются на логику и рациональность. Авторы подчеркивают, что этим людям «важна объективная оценка ситуации, возможность аргументированно доказывать сложившуюся точку зрения, легко принимать сложные решения. Они склонны к упорядочиванию своей повседневной жизни».
Респонденты чаще примеряют на себя лидерские роли организационно-управленческого плана (так называемые «мотиватор», «работник команды», «доводчик») — суммарно их выбрали 26% участников опроса. Лидерами-коммуникаторами («разведчик ресурсов», «председатель», «душа команды») предпочитают видеть себя 20,2%, интеллектуальными лидерами («генератор идей», «эксперт», «специалист») — еще 18,8%.
Один из авторов исследования, заведующая кафедрой организационного поведения и управления персоналом ВШМ СПбГУ Елена Завьялова отмечает: «Можно предположить, что выборка слушателей программ дополнительного обучения представляет собой отражение ролевых предпочтений, формируемых организационной средой и культурой российских компаний… Наше исследование ролевых позиций показало, что группа слушателей ЕМВА наиболее ориентирована на действия, обеспечивающие эффективную организацию людей и самих рабочих процессов. Умеренно выражены роли, обеспечивающие коммуникативные и интеллектуальные управленческие функции, менее всего — роли, связанные с действиями контроля».
Авторы предполагают, что, возможно, ключевым психологическим фактором, определяющим выбор программы дополнительного образования именно в сфере менеджмента, является ориентация на внешний мир — экстравертированность. Значимой для обучения на программе ЕМВА следует признать и такую личностную особенность, как социальная чувствительность, то есть чувствительность к тенденциям и изменениям в обществе.
При этом наравне с исполнительской ответственностью для слушателей ЕМВА характерно стремление к эгоцентрическому лидерству в командном взаимодействии. Плюс — невысокие показатели самоорганизации, которые «создают условия для уязвимости как личности, так и результатов управления в напряженных условиях профессиональной деятельности».
Значительная часть слушателей обладают такими качествами, которые традиционно относят к личностным особенностям менеджера-функционера. Одновременно исследование показало, что существуют и другие типы слушателей. К одному из них относятся люди интровертированного склада, обладающие системным мышлением, сочетающим как логику, так и интуицию, способные генерировать новые идеи. Именно этот тип, по мнению зарубежных специалистов, можно считать наиболее перспективным для решения современных проблем управления.
Елена Завьялова полагает, что результаты исследования помогут повысить эффективности программ обучения в сфере менеджмента: «Перспективным становится вопрос о психологических механизмах, побуждающих менеджеров к получению дополнительного образования и дальнейшей профессиональной самореализации. На последующих этапах исследования предполагается установить и проанализировать взаимосвязи психологических ресурсов, академической успеваемости, последующей профессиональной самореализации и социальной успешности выпускников программ дополнительного обучения в сфере менеджмента».
Над исследованием работали заведующая кафедрой организационного поведения и управления персоналом ВШМ СПбГУ Елена Завьялова, профессор факультета психологии СПбГУ Светлана Посохова, доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом ВШМ СПбГУ Антонина Лисовская, ассистент кафедры организационного поведения и управления персоналом ВШМ СПбГУ Дмитрий Соколов.
Справка:
Исследование «Кто в России учится управлению: особенности личности слушателей образовательных программ «Мастер делового администрирования» основано на опросе 418 человек, прошедших обучение на двухгодичной программе ЕМВА ВШМ СПбГУ. Это 138 женщин и 280 мужчины в возрасте от 28 до 40 лет, представляющих разные регионы России.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.