25 июня 2021
Развитие цифровой образовательной среды — приоритет Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ). В планах Бизнес-школы не только внедрение онлайн-компонента в образовательные программы, но и создание полноценной, интегрированной с СПбГУ, бизнес-партнерами и государственными структурами цифровой платформы для обучения и коммуникаций. О том, что кроется за всеми этими словами на практике, мы поговорили с IT-директором ВШМ СПбГУ Юрием Екимовым.
Заявлено, что развитие цифровой образовательной среды — одно из основных направлений стратегии ВШМ СПбГУ до 2025 года. В чем это развитие будет выражаться?
В СПбГУ создана рабочая группа, целью которой является построение «цифрового университета». В рамках реализации «Программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет"» на 2021-2030 годы ВШМ СПбГУ признана тестовой площадкой для разработки современных цифровых технологий в образовании, на базе ВШМ СПбГУ будет создана пилотная цифровая образовательная среда (ЦОС) с нуля. И при успешном пилотном проекте наш опыт будет тиражироваться затем уже на весь университет, когда масштабируемость и гибкость ЦОС позволят использовать её на других факультетах нашего университета.
Данный пилотный проект подразумевает под собой создание всех основных ключевых модулей единой цифровой платформы для обучения, коммуникаций и принятия решений. Это и цифровые профили студентов, и преподавателей, и образовательный контент, это расписание и контроль за бронированием аудиторий, а также элементы, предназначенные для продвижения и организации продаж. Это цифровая лаборатория и цифровая библиотека, Центр карьер, а также все, что связано с VR и добавленной реальностью. Этих «кирпичиков», элементов ЦОС очень много. Все они будут связаны между собой, а вся ЦОС будет интегрирована с советующими информационными базами СПбГУ и необходимыми внешними информационными системами.
Строиться ЦОС ВШМ будет в плотном технологическом партнерстве с ведущими компаниями (такими как Mail.ru, МегаФон, ВТБ, IBM и другими), учитывая ресурсную поддержку Попечительского совета ВШМ СПбГУ, чей вклад носит далеко не только финансовый характер: многие помогают своей экспертизой. У партнеров уже есть собственные корпоративные университеты, а, следовательно, и наработки по части цифровой образовательной среды.
Если речь идет о коммуникациях с внешним миром — пользователи извне, получается, также получат доступ к ЦОС Бизнес-школы?
Роли пользователей четко определены. Прежде всего, это студенты, преподаватели, административный персонал, охрана. Но есть ведь еще люди, которые находятся за пределами внутреннего контура: родители студентов, наши партнеры, органы, которые взаимодействуют с университетом по отчетности. Они также должны быть участниками процесса.
Вопрос — в этапах. В первую очередь ЦОС создается для самих себя, чтобы облегчить работу внутри контура, чтобы создать общий онлайн-компонент для всех образовательных программ, сделать полностью цифровыми бизнес-процессы школы, создать единую платформу для удаленных стажировок и микростажировок, цифровые профили студентов и слушателей.
Понятно, что сегодня перед нами — веер разрозненных информационных систем, которые мы должны сложить в единую цифровую среду, с единым, кстати, интерфейсным оформлением. Готовых решений по этой задаче на рынке пока не существует.
Но дорогу осилит идущий. На сегодняшний день мы уже имеем несколько уже почти готовых модулей.
Каковы они?
Речь идет о самостоятельном блоке — системе управления образованием для ДПО. Это отдельно взятый модуль LMS, в котором уже работают преподаватели. Почему для обкатки этой системы мы выбрали именно ДПО? Это самая быстро меняющаяся сфера, во многом ориентированная на коммерцию, а потому вынужденная быть гибкой и подстраиваться под требования заказчика. Наша цифровая LMS позволяет эту гибкость соблюдать. Здесь как раз удобно, единожды создав основной элемент, трансформировать его потом под другие потребности.
Второе — это подготовка гибридной методологии преподавания. Речь именно о методологии, включающей, но не исчерпывающей себя двумя многим уже известными гибридными аудиториями в кампусе «Михайловская дача». Смысл ее в том, чтобы получать знания в любом удобном месте наиболее комфортным способом, не важно, в онлайне или в оффлайне.
Что касается аудиторий в «Михайловке», то это решение готово: 2222 — амфитеатром, 1207 — плоская. Кому какой вариант удобнее. Первая рассчитана на 60 человек, вторая — на 48 физического присутствия. Участие людей за пределами аудиторий фактически не ограничено. Осталось только тиражировать это решение.
Некоторые, я знаю, сомневаются в том, что необходимо вкладывать такие огромные усилия в формат, который, возможно, будет востребован только во время пандемии.
Такой формат однозначно будет востребован и после пандемии, гибридная методология появилась бы в любом случае, вопрос — чуть раньше или чуть позже.
Ведь дело здесь именно в удобстве и гибкости. Мы запрограммировали для гибридных аудиторий несколько сценариев: лекции, семинары, диалоги, в которых участвуют, например, преподаватель, который находится в аудитории, а студенты присутствуют как помещении, так и удаленно. Или возможен вариант связи между двумя и даже несколькими гибридными аудиториями. Количество преподавателей может быть больше двух, а учащихся — почти неограниченное количество. Все это резко расширяет возможность ведения образовательной деятельности. Новая форма с лучшим качеством.
Это решает задачу как расширения слушательской аудитории, так и преподавательского состава: возможность включения очень удобна для лекторов, которые по разным причинам не могут физически приехать в Петербург из других городов или вообще из-за границы. А это, между прочим, могут быть лучшие отечественные и международные практики и теоретики.
Удобно и то, что учащийся, который присутствовал на занятии — или не смог этого сделать — всегда может пересмотреть, «перелистать» в записи то, что было рассказано, которая выложена в «облаках».
Понятно, что другие вузы тоже создают гибридные аудитории. Этим заняты и другие вузы. Среди них будут, в том числе, и наши партнеры, с которыми мы сможем беспрепятственно связываться в одном технологическом пространстве. Это резко расширяет возможность для коллабораций. Пока мы общаемся на этот счет с нашими попечителями, имеющими собственные образовательные подразделения: РЖД, ВТБ, Mail.ru, МегаФон.
Говорить об удобстве можно много. Работая над ЦОС, мы ставим во главу угла пользователя. Его пожелания рассматриваются в первую очередь, и даже технологические ограничения — во вторую. Дизайнеры, антропологи, методологи всегда формируют свои пожелания первыми. А уже потом мы, айтишники, соотносим их с оптимальными по цене/качеству средствами. Программируем под средние пожелания преподавателей и студентов первый прототип. Запускаем. Тестируем. Если не устраивает пользователей — мы создаем следующий вариант. Те же гибридные аудитории на Михайловской даче — это уже их третья инкарнация.
А что было не так с первой?
Как оказалось, она была очень сложная. Мы попытались максимальное количество сценариев реализовать на экране. В результате на дисплее гнездилось довольно много элементов — окошечек, причем интуитивно не понятных пользователю. Хотя нам, как разработчикам, как раз они казались очень понятными.
Во второй версии мы этот набор интерфейсов на экране сократили вдвое. Сегодня на дисплее — всего пять сценариев, пять маленьких экранчиков, нажатие на которые запускает все запрограммированные «под ними» возможности. Это лекция, дискуссия, семинар, групповая работа, презентационная работа.
Подготовить такую аудиторию к работе довольно просто. Преподаватель перед началом занятия выбирает какой формат он планирует использовать (гибридный или обычный), планирует ли он использовать компьютер и если да, то какой — свой или «местный» в аудитории. Пара нажатий на панели управления и панели TeamsRooms — и можно приступать.
При этом, конечно, мы сохранили все, что сделали для первой версии — только вывели все это в настройки более технического характера. При необходимости на экран может быть выведено и большее количество сценариев.
Какие неожиданные моменты приходилось учитывать?
Есть вещи, которые работают всегда и во всех сценариях. Понятно, что без видео и звука — никуда. Их тестированию пришлось уделить много внимания. Так мы пришли к тому, что в аудитории на потолке висит один на всю аудиторию микрофонный массив. В процессе мы избавились от всех носимых радиомикрофонов, проводных микрофонов, с которыми вечно возникают проблемы — то батарейки кончаются, то их забыли включить. Зато в итоге — идеальная слышимость в любой точке аудитории. Как в театре. Тут надо сказать, что нам повезло: аудитории были подготовлены с точки зрения акустики, это было продумано еще во время строительства кампуса. Реакция студентов по ту сторону экрана: «Слышно, будто мы находимся в одном помещении».
Второе — это визуальная часть. Очевидно, что минимум одна камера должна следить за преподавателем. Но есть еще вопросы: какую информацию выводить и на какое устройство? На экраны, которые впереди? На телевизионные панели, которые сзади? На интерактивную панель, которая сбоку, да еще и умеет передвигаться?
Отдельное направление, над которым мы работаем — это VR-дополнения. Думаю, в ближайшее время мы добавим и эту историю к гибридному обучению.
В воздухе аудитории будут висеть диаграммы и формулы?
Такие технологии уже существуют. Но здесь вопрос — в пользовательской необходимости, и даже не в том, что одни люди будут иметь возможность воспользоваться этими технологиями в подготовленной аудитории, а другие — в своей квартире. Однако дополнительная реальность и VR точно будут применяться.
Действительно, возникает вопрос — полезно ли это для подачи информации, или превратит лекцию в развлекательное представление.
Это полезный элемент, другое дело — своевременность его применения. И главный, далеко нетривиальный вопрос здесь — правила поведения в гибридной аудитории. Вспомните: когда создавался интернет, правил поведения там не было, и наблюдалась определенная какофония. Но в конце концов появились международные требования этического толка. С гибридным обучением произойдет то же самое — будут общие правила хорошего тона. А пока мы разрабатываем собственный протокол культуры поведения на занятиях. Он прописывает, к примеру, дисциплину начала занятия, включение камеры всеми участниками, вступление в дискуссию. Когда будет пройден этот этап — дело дойдет и до VR.
В контексте протокола, интересно — можно ли будет принимать экзамены при помощи цифровой образовательной системы?
Все зависит от задач. Технически — это реально. Никто не отменял разные технологии слежения за проведением экзаменов, есть уже даже операторы сопровождения процесса. Вообще концепция цифрового университета подразумевает перевод в цифровое пространство всех элементов образовательного процесса. Это и цифровые дипломы, и цифровые портфолио студентов, которые потом всю жизнь будут с нашими выпускниками, попадут в HR-подразделения работодателей. Чьи технологии, кстати, будут интегрированы с нашими. Работодатель уже будет знать все, что необходимо, о бывшем работнике.
Это, конечно, повышает цену ошибки — сложно начать потом с чистого листа.
С одной стороны — да. Но смысл портфолио и заключается в том, чтобы люди копили как можно больше положительного. Чтобы им верили не на слово, и не выспрашивали у бывших работодателей, насколько ты хорош. Достаточно будет посмотреть объективные данные.
Над созданием гибридных аудиторий работала большая команда, в которую входили антропологи. Это особенно интересно — в чем была их функция?
Мне самому было это очень интересно, я в подобном эксперименте еще ни разу не участвовал. Были проведены фокус-группы: собрали всех участников процесса — студентов, преподавателей, айтишников, а также административных сотрудников. Всем нам пришлось честно ответить на длинные перечни вопросов. Потом по определенным алгоритмам наши ответы были сведены антропологами в общую картину, на основании которой появились рекомендации. Например, учитывалось, в какую из дверей удобно заходить — правую или левую? Как удобнее: чтобы они были закрыты или открыты? Куда повесить телевизоры? Мы, кстати, около часа носили их по аудитории, пока тестировали — примеряли, где их правильнее разместить, чтобы участникам занятия на пришлось задирать головы и лишний раз крутиться.
Или: все люди — в том числе преподаватели — перемещаются с разной скоростью. Кто-то стоит и жестикулирует, а кто-то почти бегает. Если камера будет просто за ним метаться — у студента, который находится по ту сторону экрана, просто голова закружится, мы пробовали. Как показывать преподавателя? Лицо? В полный рост? В конце концов пришли к выводу, что будет поясное изображение. И мимика видна, и жесты. И голова ни у кого не кружится.
Все подобные моменты аккуратно выровняли антропологи. Результат: сколько тестовых занятий мы ни проводили — ни один преподаватель или студент не высказались с ярой речью против. В целом удобно. А как могло быть иначе, ведь среди изначальных принципов проектирования гибридных аудиторий были мультиязычность, мультикультурность, нейтральная тональность и человечность в коммуникациях. Мы старались придумать такое технологическое решение, которое было бы изначально привязано к опыту пользователя и методологии преподавания.
Каковы планы по оборудованию гибридных аудиторий на площадках ВШМ СПбГУ?
Двух аудиторий, конечно, мало. Сейчас преподаватели начнут входить во вкус — и на них будут очереди выстраиваться. Плюс, надо понимать, что когда «Михайловка» будет заселена, основной образовательный процесс будет кипеть именно там. Поэтому и приоритет мы отдаем «Михайловской даче», где на следующем этапе должно появиться 10 аудиторий гибридного формата. Сроки — к концу года. Еще несколько аудиторий в Михайловке будут не гибридными, но так называемыми «застабилизированными»: эффект примерно тот же, только меньше устройств: полшага до гибрида. Ну, и минимум две аудитории-гибрида в 2022 году хотим сделать на Волховском переулке, 3.
Известно, что создается также некое мобильное приложение для кампуса. В какой стадии его подготовка?
Кампусное приложение тоже призвано стать частью цифровой образовательной среды. Приложением можно будет пользоваться из личных кабинетов — преподавателя, студента, административного работника и другой роли. То есть всем членам команды ВШМ СПбГУ, включая охрану. Приложение будет оперативно получать информацию из ЦОСа и вносить ее туда — начиная от простого чата и заканчивая записанными в гибридных аудиториях лекциями, контентом преподавателей, регистрацией учебных и внеучебных активностей. Кстати, внеучебному направлению в приложении будет уделено особенно много внимания — недаром оно Кампусное. Здесь будет вся информация о заселениях, переселениях и прочих перемещениях.
Приложение сейчас разрабатывается нашим ключевым партнером, Банком ВТБ. В перспективе они хотят приложение коммерциализировать, ВШМ СПбГУ выступает как площадка для тестирования решений. Сейчас как раз идет создается команды для совместной работы над приложением.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.