5 июля 2021
Архитектура цифровой среды не менее важна сегодня, чем пространственные или ландашафтные решения в материальном мире. Это — один из главных принципов построения современного вузовского кампуса, заявила, выступая на Международном конгрессе Moscow Urban Forum, заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) Ольга Дергунова.
В рамках форума Ольга Дергунова приняла участие в панельной дискуссии «Виртуальный кампус. Как изменится география образования в городах». Говоря о перспективах студенческих городков, она подчеркнула:
«В условиях всеобщей «дистанционки», диктуемых нам пандемией, мы изобретаем способ, как соединить лучшее из двух миров: онлайна и офлайна. Важно помнить не только об удобстве и эффективности удаленного обучения. Необходимо сохранить чувство идентичности, принадлежности к университетской среде, к определенной социальной общности. В конце концов, именно поэтому студент приходит учиться, а преподаватель работать в конкретное учебное заведение. Такому запросу соответствует новый гибридный — смешанный — формат обучения, который предлагает ВШМ СПбГУ. Это не только умные аудитории, которые мы оборудовали в кампусе «Михайловская дача» (технологически это очень сложная среда), но и дидактически принципиально новый способ доставки контента, под который перестроено все преподавание». «Такой формат дает возможность объединить учащихся в аудитории и удаленно, обеспечив всем эффект присутствия и коллективной работы, той самой общности, о которой мы говорим, плюс — повысить качество наших выпускников», — подчеркнула она.
Ольга Дергунова призвала также обратить внимание на кардинальное изменение степени открытости вузов: «Исторически университеты — это закрытая среда: и как коммьюнити, и как организация, которая защищает данные о своих студентах. Но в новых технологических условиях цифровой след будет с человеком всегда — уже обсуждается формирование цифровых портфолио в школах, которые будут наследовать вузы и передавать далее работодателям. Вопрос только в эффективности их применения».
Отвечая на вопрос модератора, ректора Российского государственного социального университета Наталии Починок о конкуренции между классическими вузами и корпоративными университетами, Ольга Дергунова подчеркнула:
«Я сторонник идеи о том, что каждый должен заниматься своим делом. Организация корпоративных университетов в свое время стала своеобразной реакций на отставание академической среды от темпов развития бизнеса. Но сегодня очевидно, что корпоративные университеты не обеспечат той системности и фундаментальности, той «избыточности» образования, которые дают классические университеты и за счет которых их выпускники становятся интересными людьми и конкурентными специалистами. А конкретным навыкам, необходимым работодателю, можно, действительно, научиться на производстве. Вот фундаментальную математику так не освоишь».
Сессия «Виртуальный кампус. Как изменится география образования в городах» была посвящена изменению отношений университетов и населенных пунктов, где они расположены; проблеме ухода в онлайн и возможной потере социальной составляющей образования в этой связи; современным требованиям к студенческим кампусам и их «встраиванию» в сложившуюся урбанистическую среду. |
Так, заместитель руководителя департамента образования и науки Москвы Наталия Киселева говорила о роли цифровых инструментов в усилении связей между школами и вузами. Старший советник по стратегическим партнерствам международной компании edX Дил Сидху призвал не забывать о том, что вузы — это не только образовательные, но и научные центры, чьи возможности международного сотрудничества в связи с онлайновым бумом только растут. Упрощение доступа к сетевому образованию расширяет и кругозор студентов, которые могут не ограничивать себя профильной программой, выбирая действительно интересные дополнительные курсы.
Основатель и управляющий директор BUSarchitektur (Австрия) Лаура Шпинадель рассказала об опыте организации одного из крупнейших в Европе кампусов для Венского университета экономики. Он рассчитан на 30 тысяч человек и позиционируется как «пространство свободы», современная эко- и социальная система. При его строительстве во главу угла была поставлена такая задача: все участники образовательного процесса и жители города должны получать удовольствие от времяпровождения на этой территории.
Партнер Citymakers Петр Кудрявцев представил проект Национального центра физики и математики (НЦФМ) в пригороде Сарова (наукоград в Нижегородской области) по заказу Росатома. Он призван стать элитной «кузницей кадров» для отечественной физики и математики. Перед проектировщиками стоит задача организовать полноценный «город в городе» Саров-Сатис, не только учебный и научный, но и туристический центр. Он должен стать двигателем развития всей территории — как пространственного, так и экономического.
Старший архитектор Atelier PRO (Нидерланды; разработчик проекта Школы Летово в Новой Москве, занимается развитием кампуса Технического университета в Делфте) Паскаль Лейстра говорила о том, что сегодняшние учащиеся становятся «студентами мира» — в том числе благодаря уходу в онлайн, а, значит, и «выходу за пределы кампуса». Роль кампуса таким образом не сокращается, а, напротив, расширяется до «социального пространства», он становится «сердцем современной повседневной жизни» — это уже «не просто классы».
Подводя итог сессии, Наталия Починок призвала архитекторов не ограничивать свое понимание образовательного пространства кампусами, а организовывать городские территории так, чтобы провоцировать интерес к образованию — у школьников, студентов, работающих граждан, гостей города и пенсионеров. В полном соответствии с принципом life long learning.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.