14 июля 2021
В поиске самоидентичности Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) сформулировала свои ключевые ценности. Они сонастроены с миссией, видением и стратегией Бизнес-школы: непрерывное развитие, клиентоориентированность, открытость и мультикультурность, команда единомышленников, ответственное лидерство, профессионализм. О значении ценностей для развития вуза, их внедрении в каждодневную деятельность преподавателей, сотрудников и студентов рассказывает советник директора ВШМ СПбГУ по направлению HR Мария Афонина.
Зачем Бизнес-школе нужны ценности, как они помогут ей развиваться?
— Тема ценностей обрела актуальность в среде российского менеджмента не так давно, примерно 10 лет назад. Тогда заговорили о том, что помимо миссии, видения и стратегических планов нужно еще что-то, что объединяло бы людей, помогало «распознавать своих» на уровне некоего кода и мотивировать их оставаться в рамках одной организации. Может быть произойти и наоборот — формулировка ценностей помогает осознать, что вам ни они, ни организация, которая подняла их на флаг, не подходит.
Сегодня очевидно: ценности важны для любой общности, от семьи до крупных структур вроде банков. Бизнес-школа не является исключением: нам также необходим этот код, невидимый цемент, который скрепляет нашу связь, моральное мерило, которое позволяет делать выбор в каждой конкретной ситуации.
При этом мы понимаем, что академическая университетская среда имеет свои особенности. Это не бизнес в прямом смысле этого слова и не просто преподавание. Это, в том числе, воспитание нового поколения. А для Бизнес-школы — это воспитание будущих управленцев и лидеров страны. Поэтому наша ответственность особенно велика.
Ценности — категория в большей степени морально-этическая или деловая и рациональная?
Я бы сказала так: ценности должны объединять людей в организации, поэтому они должны быть понятны и разделяемы. Конечно, для организации — это категория более деловая, но если при этом они не будут иметь морально-этическую окраску, люди вряд ли сделают эти ценности своими.
Есть ли вероятность, что в таком случае частные ценности вступят в противоречие с ценностями организации?
Могут. Именно поэтому мы говорим о том, что ценности — как культурный код — притягивают «своих» и отторгают «чужих».
В числе ценностей ВШМ СПбГУ, например, есть непрерывное развитие. Вряд ли оно может вызывать у кого-либо неприятие. Любой живой организм развивается, пока живет. Стагнация означает умирание. Понятно, что есть те, кому нравится сидеть на диване, есть чипсы и смотреть «желтые» новости. Мы их не осуждаем, но мы ищем других людей: неуспокоенных, для которых постоянное развитие — это способ их жизни.
Для преподавателей, по моему мнению, именно эта ценность — ключевая. Когда ты учишь молодое поколение, ты должен, всегда быть впереди. Это как «Алиса в Зазеркалье»: нужно бежать, чтобы оставаться на месте, и нестись с невероятной скоростью, чтобы с него сдвинуться. Иначе очень трудно научить чему-либо поколение, которое, по-моему, уже рождается с встроенным процессором и знаниями, до которых другим поколениям нужно было доходить своими потом и кровью.
То же можно сказать о мультикультурализме и принятии разнообразия. Мы живем в открытом мире, в котором информация и опыт — всемирное достояние, а не ноу-хау отдельной страны или нации. Мы не имеем права запираться и замыкаться на самих себе, но обязаны воспринимать все то, что нас развивает и обогащает. Это даже странно обсуждать — настолько уже кажется очевидной многовариантность нормы.
Мы много обсуждали клиентоориентированность, как ценность. С одной стороны, это очень широкое понятие. Но с другой, главная его составляющая — это способность услышать другого человека, найти общее решение, договориться. Как человек, много работавший в коммерческом секторе, для себя я сформулировала, что это всегда должна быть ситуация win-win.
У студентов — свое видение. Говоря о клиентоориентированности, они отмечают, что им иногда не хватает в преподавателях открытости, партнерских отношений. Понятно, что нужно стараться соблюдать субординацию, но речь идет не о фамильярности, а о демократизации стиля общения.
Резюмирую: да, ценности организации могут вступить в противоречие с личными ценностями, но для этого мы их и формулируем. Так мы можем идентифицировать себя и понять, кто нам близок, а кто — нет. Бизнес-школе важны в людях широта восприятия, принятие многообразия, неуспокоенность и постоянный поиск.
Как ценности соотносятся с понятиями корпоративной культуры, миссии, целей организации?
Ценности считаются элементом корпоративной культуры: они по определению не могут быть самодостаточным явлением и существовать в вакууме. В любой организации ценности нужны для поддержки и стратегии, и миссии, и видения.
Возьмем, к примеру, цели, заложенные в стратегии: если ценности станут им противоречить, это будет по меньшей мере странно. Компания просто не сможет реализовать стратегию — это будет неправда и приведет к появлению двойных стандартов. Для корпоративной культуры нет ничего хуже, чем говорить одно, а действовать противоположным образом.
На какие целевые аудитории ориентированы ценности ВШМ СПбГУ, и что они означают для каждой из них?
Их достаточно много: это преподавательский и административно-управленческий состав, то есть сотрудники Бизнес-школы; это студенты и слушатели; это попечители, корпоративные и академические партнеры, Санкт-Петербургский университет. Являются ли абитуриенты целевой аудиторией наших ценностей? Однозначно. Выпускники? Тоже. Работодатели? Непременно.
Наши ценности ориентированы на все эти группы. Другое дело, что их интерпретация может быть разной. Например, понимание все того же непрерывного развития среди профессорского-преподавательского состава и студенчества будет разниться. Для преподавателей — это постоянное совершенствование и саморазвитие, а для студентов — это, собственно, учеба. Для попечителей или внешнего сообщества понимание этой ценности будет таким: Бизнес-школа постоянно развивается, создает новые продукты, использует новые инструменты в преподавании и исследованиях.
Сформирован ли план по продвижению ценностей?
Да, такой план существует. Весной мы закончили разработку и формулировку ценностей. Теперь важно обеспечить полную информированность всех целевых аудиторий. Важно, чтобы тема ценностей присутствовала во всех наших контекстах, рекламных и информационных материалах для абитуриентов, звучала на мероприятиях Бизнес-школы. Например, на студенческом выпускном и мероприятиях для первокурсников.
Помимо информирования, мы планируем внедрять ценности в каждодневную деятельность, например, через определение границ поведения, соответствующего ценностям, через построение модели компетенций, настроенной на ценности и так далее.
Ценности — это догма, или они изменяются по мере развития организации?
Когда мы обсуждали наши ценностей, надо признать, не было случая, чтобы все участники рабочих встреч на 100% согласились друг с другом. Но в какой-то момент мы поняли, что дебатировать, улучшать и придумывать новые формы можно до бесконечности. Это как ремонт — надо уметь вовремя поставить точку.
Поэтому мы решили, что дадим себе год на то, чтобы обжиться с ценностями. Через год вернемся к этой теме и посмотрим, нужно ли что-то менять.
Ценности — это живые смыслы, которые могут меняться со временем, новым опытом, новым пониманием себя как лидирующей Бизнес-школы России.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.