15 октября 2021
Естественно-научные знания и критический подход обещают стать ключевыми компетенциями управленцев, ответственных за ESG-направление в компаниях. Такое мнение высказала заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) Ольга Дергунова в ходе дискуссии «Где и как учиться ESG в России и мире?» на конгрессе ответственного бизнеса ESG–(Р)Эволюция, организованного изданием РБК.
Открывая мероприятие, его модератор, директор Центра устойчивого развития Московской школы управления СКОЛКОВО Елена Дубовицкая представила исследование, основанное на результатах изучения профилей пользователей Linkedin, позиционирующихся в сети как специалисты по ESG. В числе выводов, сделанных по его итогам, внимание участников мероприятия привлек перечень обязательных для chief sustainable officer навыков и функций. К ним отнесены стратегическое мышление, умение ориентироваться в меняющемся процессе, учет потребностей заинтересованных сторон, участие в построении корпоративной ESG-культуры и др.
«В числе перечисленных компетенций не хватает, пожалуй, критического мышления. Сегодня в обществе бытует много очень разных точек зрения на проблему устойчивого развития. Никто не знает, какие инструменты и способы решения задачи — правильные. В этих условиях умение критически оценить разнонаправленные сигналы — обязательно. Еще одно принципиально важное направление — это естественно-научные знания. Придется быть человеком, образованным в химии, физике и биологии, иначе сложно будет сформулировать экологические показатели и разобраться в том, как их применять. После того, как естественно-научный лексикон станет для всех понятным, мы обретем инструменты, которые позволят параметризировать нашу дискуссию и перевести ее в плоскость экономической целесообразности для компаний», — подчеркнула Ольга Дергунова.
Тема ESG, по мнению Ольги Дергуновой, должна пронизывать все учебные дисциплины, а наиболее приемлемой схемой ее преподавания становится партнерская модель, где преподаватель обсуждает тему наравне со студентами. «В аудиторию я бы пригласила, в первую очередь, руководителей сырьевых компаний, которые первыми столкнулись с переоценкой своих бизнес-моделей по линии ESG, во-вторых — представителей государственных регуляторов этой сферы, в-третьих — нынешних студентов и, наконец, поколение тех, кто родился после 2010 года. Они совершенно по-другому понимают устойчивое развитие, и чем раньше мы их услышим — тем лучше», — заявила Ольга Дергунова.
Директор по устойчивому развитию РУСАЛа Ирина Бахтина, в свою очередь, говорила об обязательных психоэмоциональных данных руководителя направления устойчивого развития. Такому менеджеру необходимо не только совмещать большой объем разных компетенций, но и обладать настоящим мужеством, умением преодолевать сопротивление зачастую консервативно настроенных коллективов, чтобы достигнуть реальной трансформации компании, ухода от парадигмы, в которой интересы акционеров превалировали над интересами других стейкхолдеров.
Профессор Бизнес-колледжа Шеллера Технологического университета Джордии (США) Андре Кальмон обозначил несколько направлений обучения для ESG-специалистов в бизнес-школах, выделив в самостоятельную компетенцию умение обеспечивать финансирование и работать с инвесторами по линии потребностей устойчивого развития. Главное: вузы в первую очередь должны воспитывать соответствующий современный менталитет, причем не только в будущих управленцах, но и в специалистах других сфер.
Наконец, профессор Школы бизнеса Смита в Кингстоне (Канада), приглашенный професоор INSEAD в СКОЛКОВО Антон Овчинников напомнил о главной парадигме ESG-развития: общество должно понимать, что ощутимые проблемы ему приносят события и тенденции в сфере экологии, но решить их без наведения порядка в социальных вопросах — невозможно. Что касается образования: эксперт твердо уверен — учить сегодня нужно не тому, что думать, а тому, о чем именно думать. А также помнить, что идеи инноваций часто приходят из совершенно неожиданных сфер.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.