22 апреля 2022
23 апреля — Всемирный день книг и авторского права. Именно книги — научные, художественные, научно-популярные — помогают нам учиться, развиваться, познавать мир и менять его к лучшему.
Литература и идеи, в ней переданные, могут стать основой для научных работ. Директор Центра предпринимательства Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) Карина Богатырева в своем исследовании рассматривает поведение генеральных директоров фирм малого и среднего бизнеса с точки зрения философии объективизма. Создательница этой философской системы — писательница и философ Айн Рэнд, известная своими бестселлерами «Атлант расправил плечи» и «Источник».
Роман «Атлант расправил плечи» считается наиболее показательным с точки зрения принципов объективизма: в нем описываются антиутопичные США, в которых частный бизнес страдает от все более невыносимых законов и регулирований. Объективизм обычно классифицируется как философия рациональности: любыми человеческими действиями должен руководить чистый разум, а не эмоции; в приоритете личное счастье человека, а не коллективные достижения. В то же время читатель романов Айн Рэнд не может не заметить глубокую эмоциональную вовлеченность главных героев в свою профессиональную деятельность: опора на рациональный эгоизм идет рука об руку с сильной привязанностью к тому делу, которому люди себя посвящают. В контексте предпринимательства это выражается в появлении предпринимательской страсти — искреннем увлечении предпринимательской деятельностью и готовности вкладывать в нее время и энергию.
Предпринимательская страсть выражается в:
|
Исследование Карины Богатыревой посвящено анализу рациональных и эмоциональных аспектов предпринимательского мышления и их влияния на вовлечение компаний малого и среднего бизнеса в социально ориентированные практики. Предварительные результаты показали, что чем больше генеральный директор компании склонен к объективизму, тем меньше он заинтересован в развитии социальной ответственности своего бизнеса. Этот результат подтверждает базовые принципы теории объективизма по Айн Рэнд. При этом предпринимательская страсть способна снизить этот отрицательный эффект на 85%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основным мотивом внедрения социально ориентированных практик в деятельность предприятий, управляемых рациональными эгоистами, является скорее их искреннее увлечение собственным делом, нежели чем забота о благополучии заинтересованных сторон.
Научная работа базируется на выборке из 333 российских компаний малого и среднего бизнеса. Сбор данных проходил в период пандемии COVID-19, что обуславливает акцент на проблематике развития социальной ответственности бизнеса — одной из возможных поведенческих стратегий предпринимательских фирм во время коронакризиса.
Исследование еще раз доказывает, что на вовлечение компаний в социально ответственную деятельность большое влияние оказывают личные взгляды и предрасположенность генерального директора или лиц, принимающих решения. Теоретический вклад данной работы заключается в развитии философии объективизма в контексте предпринимательства через анализ связи индивидуального рационализма и эмоциональных аспектов предпринимательского мышления.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-78-10024.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.