24 мая 2022
В Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета прошла очередная встреча Knowledge Café, где преподаватели Бизнес-школы делятся друг с другом опытом обучения и методическими практиками.
Главной темой обсуждения 20 мая 2022 г. стало благополучие преподавателя — Well-being. Современными подходами к пониманию феномена благополучия, структуры и содержания его компонентов, их связи с профессиональной активностью и удовлетворенностью преподавателей поделилась Софья Кошелева, профессор кафедры организационного поведения и управления персоналом ВШМ СПбГУ. Особое внимание было уделено индикаторам профессионального благополучия преподавателей, актуальным проблемам и возможным путям их решения.
Презентационный материал для мероприятия подготовлен на основе сравнительного анализа публикаций и результатов ряда исследований по проблемам организации труда и оценки благополучия преподавателей в российских вузах.
Благополучие является интегральным показателем позитивного функционирования личности в профессиональной сфере и включает эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты, характеризующие отношение человека к себе как к профессионалу, к профессиональной среде и организационному контексту.
Несмотря на субъективность оценки человеком своего благополучия, она опирается на объективные условия организации его профессиональной деятельности. Выявлено, что уровень благополучия связан с возрастом, статусом и, частично, с полом преподавателей, эмоциональным состоянием, лояльностью к университету, финансовым обеспечением и качеством жизни в целом.
Исследования показали, что основными ценностями преподавателей вузов являются: профессиональное призвание, уважение коллег и студентов, а также свобода и творчество в принятии решений. Примечательно, что финансовая составляющая указана на последнем месте, но одновременно это одна из основных причин неудовлетворенности, по которой преподаватели уходят из университета. Большинство респондентов также отметили, что именно удовольствие от процесса преподавания, научной деятельности и общения с интересными людьми — это то, что больше всего привлекает их в своей профессии.
Преподавателей беспокоит, что инновационная составляющая образовательной деятельности в последнее время увеличивает не только временные, профессиональные и социальные нагрузки, но и личностные, требующие большой интеллектуальной и эмоциональной отдачи. Они отмечают, что инновационная деятельность вуза не должна быть непосильной нагрузкой, а, наоборот, призвана стать сферой самореализации преподавателя, раскрытия его потенциала.
Исследователи выделяют шесть компонентов, реализация которых поможет сформировать благоприятную рабочую среду для поддержания профессионального благополучия преподавателей:
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.