25 мая 2022
Российская молодежь опасается открывать собственное дело, но те, кто все-таки решился — не жалеют. Это демонстрируют данные «Глобального мониторинга предпринимательства 2021/2022» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM). В России проект реализуется исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) при финансовой поддержке Сбера.
Согласно национальному отчету, с 2020 года в России распределение предпринимательской активности по возрастным группам претерпело достаточно существенные изменения. Наиболее интересные тенденции демонстрирует поколение тех, кто родился в начале двухтысячных.
Сейчас средний возраст российского предпринимателя — 39 лет. Типичному раннему предпринимателю — человеку, который вовлечен в открытие бизнеса или управляет собственной компанией недавно — 37 лет. Владельцы устоявшихся фирм, которые функционируют более 3,5 лет, несколько старше — им в среднем 43 года. За непростой из-за пандемии 2021 среднестатистический бизнесмен постарел ровно на год, и связано это в первую очередь со снижением интереса молодежи к открытию собственного бизнеса.
До 2020-го предпринимательская активность студентов и недавних выпускников профессиональных и высших учебных заведений — молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет — стабильно росла из года в год (2018 — 7%, 2019 — 14,5%, 2020 — 15,1%), а в 2021 снизилась до 12,2%. Наибольший прирост ранних предпринимателей в 2020 году был отмечен именно именно среди зуммеров, а в 2021 году произошло заметное снижение — сразу на 4,2 процента (2021 — 12,6%, 2020 — 16,8%). Среди ранних предпринимателей по-прежнему лидируют возрастные группы 25–34 года (2021 — 31,1%, 2020 — 34,7%) и 35–44 года (2021 — 29,9%, 2020 — 23,4%). Доля старшего поколения 55–64 года выросла в полтора раза (2021 — 9%, 2020 — 6%), а возрастной группы 45–54 года снизилась (2021 — 17,4%, 2020 — 19,2%).
Руководитель исследования, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ Ольга Верховская комментирует наметившийся тренд:
«Предпринимательство — важнейший двигатель общественного благосостояния и экономического роста, позволяющий создавать рабочие места и внедрять инновации для эффективного развития бизнеса. Уровень предпринимательской активности отображает состояние и динамичность экономики. Данные 2021 года действительно показывают, что молодые люди стали реже рассматривать возможность организации собственного бизнеса в качестве варианта карьерного выбора и отдают предпочтение стабильной работе по найму. Но существует еще одна важная тенденция. Возрастная группа 18–24 года продемонстрировала наиболее заметный рост устоявшейся предпринимательской активности — за год для зуммеров это показатель вырос более чем в два раза. Мы можем говорить о том, что молодые предприниматели, которые в допандемийное время решились на этот шаг, сумели неплохо справиться с трудностями и продолжают работать».
В 2021 году доля молодежи в возрасте 18–24 года среди предпринимателей — владельцев устоявшегося бизнеса резко подросла (2021 — 5,5%, 2020 — 2,2%). Увеличилась также доля группы 35–44 года (2021 — 37%, 2020 31,2%), которая по-прежнему представляет большинство устоявшихся предпринимателей, и тех, кому 45–54 года (2021 — 35,6%, 2020 — 20,4%). Для остальных возрастных групп наблюдается резкое снижение устоявшейся предпринимательской активности: процент молодых людей в возрасте 25–34 года сократился более чем вдвое (2021 — 11%, 2020 — 25,8 %), а самой взрослой части предпринимательского сообщества — 55–64 года — практически в два раза (2021 — 11%, 2020 — 20,4%).
На уровень молодежного предпринимательства влияют самые разные социально-экономические факторы. Самым важным и благоприятным в 2021 году эксперты в рамках исследования GEM назвали недостаточность системы образования в области бизнеса. В высшей школе проблем на наблюдается, а вот система начального и среднего образования, по мнению специалистов, не отвечает вызовам экономики и не дает достаточно знаний для того, чтобы молодые люди занимались бизнесом. Именно поэтому особенно важны новые образовательные инициативы в этой сфере.
Сегодня студенты российских вузов могут присоединиться к бесплатной онлайн-программе Сбера по развитию бизнес-навыков «БизнесКласс». Всем участникам доступны 22 онлайн-курса по различным тематикам и для разного уровня: от поиска идеи и бизнес-планирования, до – маркетинга, soft skills и AI. В январе 2022 года на платформе стартовал новый курс «Как зарабатывать на хобби. Курс для фрилансеров и самозанятых», который будет полезен начинающим предпринимателям или тем, кто когда-либо задумывался о своем деле. Это первый в России комплексный онлайн-курс для самозанятых, который учитывает весь процесс: от поиска идеи до её реализации и продвижения, а также экономические нюансы ведения деятельности. В нём рассматриваются такие темы, как финансы, стратегия, маркетинг и юридические вопросы с акцентом на конкретные лайфхаки и практические решения.
Всего, по данным банка, более 2,5 миллионов предпринимателей и самозанятых России обучается по различным образовательным курсам, разработанным с участием Сбера.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.