24 июня 2022
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) при поддержке Банка ВТБ начала заниматься цифровой трансформацией с 2018 года. Именно поэтому Бизнес-школа оказалась лучше других подготовлена к экстренному переходу в дистанционный формат в период пандемии и стала пионером по внедрению гибридной формы обучения в стране.
Пройдя путь проектирования с нуля и получив ценные уроки, команда ВШМ СПбГУ представила универсальную концепцию гибридной аудитории, которая может быть развёрнута в любом вузе.
В рамках открытого вебинара «Гибридная аудитория — сделай сам» 24 июня 2022 года ВШМ СПбГУ представила концепцию гибридного пространства, которая идет рука об руку с методологией преподавания и отвечает на запросы участников образовательного процесса — преподавателей и студентов. Для решения задачи была соединена экспертиза трех коллективов: UX/UI-команды, методистов и технических специалистов. Практика показала, что дизайн гибридной аудитории выходит за рамки простой «склейки» нескольких видов оборудования и программного обеспечения.
При изучении лучших практик университетов мира выяснилось, что в зависимости от целей вуза технические решения могут быть разными по уровню сложности: от простого решения ВКС на компьютере преподавателя до комплексных студий телевизионного уровня. Выбор уровня сложности зависит от педагогического запроса. Более сложное решение позволяет реализовывать широкий спектр образовательных задач, однако, оно зачастую и более затратное.
Универсальная концепция проектирования подразумевает под собой техническое решение, которое учитывает важные принципы гибридного обучения:
Техническое задание для разработки аудитории ВШМ СПбГУ формировалось в процессе интервью с участниками образовательного процесса: преподавателями и студентами, присутствующими на занятиях онлайн и офлайн. В результате пути пользователей отражают запросы участников до, во время и после учебного процесса. Для каждой задачи преподавателя и студента были разработаны технические решения, которые команда разбила на подсистемы: изображение, звук, прочее оборудование.
Так выглядит конфигурация гибридной аудитории ВШМ СПбГУ, спроектированная кросс-функциональной командой.
Изображение
В гибридной аудитории установлена видеокамера с автотрекингом, которая снимает выступающего и следует за его перемещением по аудитории. Камера общего вида дает полную картину происходящего. Техническое решение позволяет преподавателю свободно передвигаться, а также обеспечивает зрительный контакт между студентами онлайн и офлайн.
Звук
Микрофонный массив снимает многоканальный звук узконаправленными лучами с любой точки помещения. Аудиоматрица очищает звук от посторонних шумов, усиливает активные голоса, дает приоритет голосам с заданных зон. Технологии облегчают мобильность преподавателя и студентов в аудитории, а также не создают скованности от использования переносных микрофонов.
Презентация информации
Для работы с контентом используются проекционные экраны, телевизионные панели, интерактивные доски и документ-камеры. Комбинация оборудования определяется выбором сценариев (пресетов) в зависимости от цели преподавателя.
Цифровая среда
Занятия проводятся на цифровых платформах Microsoft Teams и Blackboard. Для совместной работы онлайн и офлайн-участников используется вспомогательное программное обеспечение — онлайн-редакторы, Kahoot, Mentimetr, Miro и др.
Управление системами
Единый центр — процессор управления — функционирует следующим образом. Пользователи получают доступ через сенсорную панель на столе у преподавателя, который может автоматически запустить необходимый набор оборудования посредством выбора режимов для гибридного занятия: лекция с презентацией, дискуссия, групповая работа, онлайн-презентация проектов. Выбор режимов автоматически формирует видеопотоки для экранов в аудитории и онлайн-участников. Панель позволяет управлять светом в помещении и работой дверей. Интерфейс прост и интуитивен: использовать систему без предварительного чтения инструкций.
Продуманный подход к составу оборудования, а также обучение ключевых участников образовательного процесса в гибридных аудиториях минимизировали количество обращений в техническую поддержку.
По статистике, за учебный семестр лишь одно из двадцати занятий в гибридных аудиториях ВШМ СПбГУ сопровождается вызовом технического специалиста. В остальных случаях, преподаватели используют гибридные аудитории самостоятельно.
С подробным обзором подхода к проектированию, технической конфигурацией аудитории и используемого оборудования вы можете ознакомиться, посмотрев Белую книгу.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.