1 июля 2022
Философия непрерывного развития Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) подразумевает постоянное совершенствование образовательных программ для того, чтобы выпускники Бизнес-школы гарантированно получали набор актуальных знаний, навыков и компетенций и были конкурентоспособны на глобальном рынке труда. Специальный комитет — The Assurance of Learning Committee, или Комитет по обеспечению результатов обучения (AoL-Комитет) — контролирует результативность обучения и даёт рекомендации по улучшению программ там, где это необходимо. Комитет создан в соответствии с рекомендациями, закрепленными стандартами международной ассоциации AACSB (Association to Advance Collegiate Schools of Business). И хотя саму аккредитацию Бизнес-школа получила в 2021 году, принципы Assurance of Learning внедряются в ВШМ СПбГУ с 2019 года. Старший преподаватель кафедры маркетинга, председатель AoL-Комитета Ольга Алканова и академический директор программ MBA Андрей Зятчин в интервью рассказывают о методике и результатах этой работы.
Ольга Николаевна, если говорить о сути работы комитета простым языком, то вы оцениваете результаты обучения студентов на программе и, если эти результаты не устраивают комитет, вносите изменения в соответствующие элементы программы. Правильно?
Да, ведь студенты приходят в ВШМ СПбГУ, чтобы чему-то научиться. Это значит, что у каждой образовательной программы есть цели обучения, которые декомпозируются на задачи, имеющие конкретные индикаторы достижения: learning goals — learning objectives — traits в терминологии AACSB. Во избежание путаницы мы пользуемся оригинальной англоязычной терминологией, потому что в русском переводе все эти слова имеют другие смысловые нюансы. Качественно сформулированные индикаторы позволяют делать замеры — оценивать по определенным критериям задания, выполненные студентами. Это может быть выступление, презентация, решение кейса, курсовая или дипломная работа — мы называем их артефактами. Далее, если мы видим какую-то проблему, то обращаемся к учебному плану и анализируем, в каком месте она могла возникнуть: где студенты недополучили информацию или не хватило практики. После консультаций с преподавателями и обсуждения на Совете образовательных программ вносятся изменения: появляется новая дисциплина, дополнительная тема в курсе, или даже несколько, кейс, задание. Кроме того, может измениться и последовательность тем или курсов — все что угодно, и назначается дата следующего замера, чтобы посмотреть, сработают ли принятые меры.
Для чего ещё используются learning goals, learning objectives и traits?
В идеале, если система работает правильно, проектирование любой образовательной программы начинается с формирования learning goals, learning objectives и так далее. Также мы создаём curriculum map — на русском языке иногда этот документ называют матрица компетенций, где дисциплины и learning objectives соотносятся между собой. Не бывает так, что все learning objectives заложены в одном курсе, компетенции формируются на протяжении всего обучения, и мы должны понимать, как это происходит пошагово. Только в этом случае мы сможем в случае необходимости понять, куда и какие изменения надо вносить, если соответствующая objective не была достигнута.
Кто входит в AoL-Комитет?
Комитет состоит из четырёх рабочих групп (по уровню программ: бакалавриат, магистратура, аспирантура и программы ДПО), в которые входят методист, академические директора программ и преподаватели. Мы обычно собираемся от одного раза в два месяца до четырёх раз в месяц в зависимости от текущих вопросов. Большинство академических директоров увидели в процедурах Assurance of Learning отличный инструмент для принятия решений по повышению качества образования.
Андрей Васильевич, вы один из директоров программ, которые активно используют Assurance of Learning. Расскажите о практической пользе такой работы.
В рамках работы AoL-Комитета мы соотнесли миссию ВШМ СПбГУ и концепции программ МВА и Executive MBA, декомпозировали эти концепции на ключевые компоненты, выделив цели обучения, а далее спроецировали на учебный план. Точные формулировки learning objectives, traits и применяемого для их оценки скоринга помогают при разработке дисциплин, практических кейсов и домашних заданий. Особенно это важно при привлечении преподавателей-практиков, которые профессионально представляют аудитории бизнес-кейс своей организации, но иногда испытывают сложности с тем, чтобы выстроить методически связанный курс, информацию из которого слушатели смогут применить у себя на предприятии и получить результат.
Какие изменения были внесены в программу Executive МВА благодаря процедурам Assurance of Learning?
По результатам замеров на программе Executive MBA мы разработали и ввели новый формат, направленный на индивидуализацию обучения. В данном формате представлены три дисциплины: «Стратегия личного профессионального развития и обучения», «Психология достижения успеха» и «Персональный карьерный менеджмент». Первый курс проводится в начале программы и посвящен профессиональному развитию и идентификации неосознанной некомпетентности слушателя. Выявление таких пробелов в образовании помогает при формировании у студентов персональных целей и стратегий по достижению успеха. «Психология достижения успеха» и «Персональный карьерный менеджмент» реализуются во второй половине программы, что помогает слушателям протестировать личные профессиональные цели с учётом полученных знаний и навыков.
Еще один пример внесенных в программу изменений в ходе работы AoL-Комитета явился результатом оценки достижения learning goal «Выпускник программы способен формировать вовлечённость сотрудников своей компании для достижения организационных целей». В результате в программу были добавлены практические инструменты, помогающие слушателям в формировании вовлеченности сотрудников в своих организациях. Таким образом мы также создали еще одну точку оценки, которая должна подтвердить эффективность этих улучшений или дать толчок для дальнейшей работы по совершенствованию программы.
Программы «MBA — Вызовы цифрового мира» тоже коснулись изменения?
Да, например, одна из целей обучения на программе «MBA — Вызовы цифрового мира» — это развитие у слушателей компетенций по реализации стратегии компании в условиях стремительной цифровизации бизнеса. Для того чтобы усилить данный навык, мы разработали и ввели новую дисциплину «Управление в условиях ускоренной цифровизации». Курс реализуется командой практиков, работающих в одной из крупнейших российских компаний: директор по развитию компании рассказывает о корпоративной стратегии, стратегических целях, методологии и инструментах декомпозиции, а его команда — про реализацию стратегических целей. Также в результате проведённых замеров на программе «MBA — Вызовы цифрового мира» было принято решение о дополнительном развитии компетенций по управлению бизнес-процессами. Соответствующие темы добавлены в такие дисциплины, как «Операционный менеджмент», «Технологии построения интеллектуального предприятия» и «Цифровая трансформация бизнеса».
Ольга Николаевна, какой процент студентов участвует в замерах и на какие целевые показатели вы ориентируетесь?
Согласно методическим рекомендациям AACSB, в замерах должны участвовать от 25% учащихся на программе. Но мы во многих случаях изучаем артефакты, собранные у всех студентов на курсе. Что касается результатов, то невозможно достичь стопроцентного успеха по всем learning goals, learning objectives, traits. Целевые уровни по ним школа устанавливает сама. Так, мы договорились о том, что для программ бакалавриата 75% оцениваемых студентов должны показывать результат не ниже соответствующего ожиданиям (то есть туда входят и те, кто по своим результатам превосходит ожидания). Первые замеры по некоторым learning objectives показали даже 90%, и в таких случаях мы можем смело поднимать целевой показатель. А где-то мы и до 75% не дотягиваем, и над этим нужно работать в первую очередь. Для программ магистратуры и ДПО мы установили планку в 85% от выборки, для аспирантуры — 90%.
Как часто проходят замеры?
В методологии AACSB есть рекомендация замерять каждый learning objective не реже одного раза в пять лет, потому что классический цикл программы бакалавриата — 3-4 года. Иногда замер делается на последнем курсе, а проблема корнями уходит в первый год обучения. Это значит, что даже если к новому набору студентов мы что-то успеем поменять, то результат оценим только через 4 года, когда увидим выпускные работы. На программах ДПО циклы короткие, измерения можно проводить часто. Важно понимать, что согласно логике и философии непрерывного развития, в случае если не удалось добиться улучшений сразу — это не трагедия, а нормальный процесс и повод для анализа и новых действий.
Меняются ли learning objectives и другие показатели со временем?
Изменения связаны с обновлением миссии Бизнес-школы и появлением новых стратегических ориентиров, целей и задач. Было бы странно говорить про ESG- повестку, но не вводить её в программу. Естественно, в магистратуре появились соответствующие learning objectives, которые нашли отражение в конкретных дисциплинах, темах и кейсах. На программах МВА сейчас сделан дополнительный акцент на лидерство — там тоже появился соответствующий блок learning goals и learning objectives.
Какие планы у AoL-Комитета?
У нас есть несколько ключевых задач на этот год. Первое — задокументировать порядок проведения всех ключевых процедур по взаимодействию с программами и Ученым советом ВШМ СПбГУ. Второе — отладить и по возможности автоматизировать систему аналитики данных. И третье — охватить процедурами Assurance of Learning большее количество программ. Мы уже согласовали learning goals и learning objectives для программ по направлению «Государственное и муниципальное управление» и сейчас идет проработка системы измерений. В планах также провести первые замеры на совместных МВА-программах с Казахстаном и Белоруссией. В идеале регулярные корпоративные программы тоже необходимо проверять, но зачастую они кастомизируются под компании, разные потоки выпускников становится сложно сопоставлять, и нужно изучать международную практику, как выстраивать работу в таком случае. Кроме того, все, что мы делаем сейчас, называется прямыми измерениями, и они обязательны, а существуют еще непрямые измерения, куда могут входить опросы работодателей и выпускников как индикаторы качества образования. В обновленных стандартах AACSB, вышедших в прошлом году, этому типу измерений уделяется гораздо большее внимание, чем раньше. Мы пока этим не занимались, но в 2023 или в 2024 году обязательно начнем.
Пандемия сильно повлияла на работу AoL-Комитета?
Да, из-за начала пандемии нам пришлось отказаться от большей части замеров — неопределенность повлияла на студентов психологически, и это сказалось на результатах, кроме того изменились условия, в которых они выполняли свои работы. Но это не значит, что все стали учиться хуже. Наоборот, в магистратуре качество выпускных работ в 2020 году оказалось на порядок выше, потому что практически вся наша жизнь весной 2020 года перешла в онлайн-формат, включая собеседования на вакансии для будущих выпускников, и у студентов оказалось больше времени и возможности сконцентрироваться на выпускных работах. От замеров по результатам практики тоже пришлось отказаться — у большинства студентов в 2020 году практика прошла в разнообразных креативных формах (засчитывали все, что можно было соотнести с требованиями к практике), а не в той, на которую мы рассчитывали. Именно из-за пандемии и сроки прохождения аккредитациии AACSB сместились на 2021 год. Уже весной 2021 года AoL-Комитет возобновил работу, а с 2021/2022 года получил методическую и организационную поддержку команды Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.