19 октября 2022
В Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) состоялся круглый стол «Предпринимательство в России: 15 лет исследований» в рамках 9-й международной конференции «Развивающиеся рынки». Эксперты обсудили факторы, влияющие на развитие предпринимательства в регионах, и эффективность существующих образовательных программ.
Высшая школа менеджмента СПбГУ ежегодно проводит масштабное исследование — «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM). По данным мониторинга в 2010 году всего 22,7 процентов населения страны считало, что у них достаточно информации и опыта для открытия собственного дела, а планировали реализовать свои знания на практике только 4 процента. В 2021 году уже 35 процентов высказали уверенность, что компетентны в вопросах бизнеса, а планируют открытие собственного дела 12 процентов населения страны.
«Предпринимательская самооценка — очень важный, на мой взгляд, показатель, который мы измеряем из года в год, — считает Ольга Верховская, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ, руководитель проекта «Глобальный мониторинга предпринимательства» (GEM). — Речь идет не об уровне образования — российские предприниматели одни из самых образованных в мире, многие с высшим образованием, — а именно о субъективной оценке своих возможностей. Мы видим взаимосвязь между ростом предпринимательской активности и количеством людей, у которых есть понимание, как зарегистрировать бизнес, сформировать стартовый капитал, какие государственные программы поддержки существуют и так далее. И здесь очень важную роль играют образовательные программы».
По мнению участников круглого стола, для поддержки предпринимательства необходимо развивать не только региональные образовательные программы, но и систему мониторинга их качества и результативности.
Один из таких проектов — «Индекс предпринимательской образовательной активности» презентовал представитель рабочей группы Ассоциации развития финансовой грамотности, исполнительный директор Управления GR ПАО Сбербанк Юрий Дмитриев. Рабочая группа Ассоциации развития финансовой грамотности, в которую вошли представители Сбербанка, Минэкономразвития России, Торгово-промышленной палаты РФ, НИУ ВШЭ, НАФИ, исследовала опыт более 1200 компаний и организаций из всех регионов России, которые провели порядка 4000 уникальных курсов для представителей бизнеса и потенциальных предпринимателей. За три года на них прошли обучение порядка 550 тысяч человек. Большинство из этих программ реализуются через центры «Мой бизнес» и другие инфраструктурные организации поддержки малого и среднего бизнеса. Около 50% всех исследованных программ посвящены старту и акселерации бизнеса, остальные направлены на поддержание уже существующих компаний. Исследователи рассчитали Индекс предпринимательской образовательной активности. Это сводный интегральный расчетный показатель, отражающий уровень востребованности образовательных программ в сфере предпринимательства и вовлеченности в них российского населения. На основе значений Индекса сформирован рейтинг субъектов РФ.
«В настоящий момент усредненные среднероссийские значения Индекса предпринимательской образовательной активности и входящих в него компонент могут использоваться как ориентир для тех субъектов Российской Федерации, в которых значения показателей ниже среднероссийских. Например, среднероссийский показатель «доля прошедших обучение в общем объеме населения» составляет 7,5 человек на 1000 населения. При этом в отдельных регионах его значение может варьироваться от 1 до 20 человек на 1000 населения. Также стоит обратить внимание на продолжительность программ обучения. В регионах — лидерах рейтинга средневзвешенное количество часов в расчете на одного прошедшего обучение практически в три раза больше, чем в регионах, попавших в конец списка», — рассказал представитель рабочей группы Ассоциации развития финансовой грамотности, исполнительный директор Управления GR ПАО Сбербанк Юрий Дмитриев.
Справка:
Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2021/2022» выполнен в рамках проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM). Задача отчета — познакомить российских предпринимателей, экспертов в области предпринимательства и другие заинтересованные стороны с общими положениями проекта и основными результатами исследования за 2021 г.
В настоящее время GEM является наиболее влиятельным исследовательским проектом, изучающим взаимоотношения между предпринимательством и экономическим ростом. Отчеты GEM являются основным источником информации для проведения сравнительных исследований об уровнях предпринимательской активности как на этапе создания, так и на этапе развития предпринимательской фирмы.
В России проект реализуется исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) — ведущей российской бизнес-школы, созданной на базе СПбГУ, старейшего российского университета, крупнейшего центра науки, образования и культуры.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.