24 октября 2022
77,5% респондентов, имеющих опыт получения телемедицинских услуг, отмечают высокий уровень сервиса, 65% готовы пользоваться телемедициной в будущем — это результаты исследования «Факторы спроса на телемедицинские услуги в Российской Федерации» (Demand factors for telemedicine services in the Russian Federation). Исследование провели эксперты Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) Екатерина Соколова, Алиса Семенова, Наталья Дроздова и Татьяна Скляр.
В мае 2022 года команда ВШМ СПбГУ провела опрос, который содержал два блока вопросов о телемедицине. Первый был направлен на выявление отношения респондентов к очным и дистанционным медицинским консультациям. Второй касался опыта и желания получать телемедицинские услуги. Всего было получено 212 ответов.
В выборку вошли жители России в возрасте от 16 до 73 лет. 70% респондентов — женщины и 30% — мужчины. Преобладающей группой оказались молодые люди до 30 лет — 62%, респонденты от 30 до 55 лет составили 27%, а старшее поколение (от 55 лет) — всего 11% от общего числа участников опроса. По типу занятости респонденты распределились следующим образом: наемные работники — 38%, студенты — 35%, пенсионеры — около 10%, безработные — 7%, государственные служащие и предприниматели — по 5% соответственно. Были опрошены жители городов федерального значения, областных и республиканских центров, районных центров, поселков городского типа, сел.
Согласно полученным данным, 8% опрошенных за последние несколько лет получали онлайн консультации врачей в рамках ОМС, а 10% — на платной основе. 77,5% респондентов, имеющих опыт получения телемедицинских услуг, отмечают высокий уровень сервиса, 65% готовы пользоваться телемедициной в будущем. В целом люди положительно отзываются о данном виде медицинской помощи и готовы рекомендовать ее своим друзьям и знакомым.
Определяющими факторами выбора телемедицинских услуг оказались мотивация чаще посещать врача, цифровая грамотность населения, а также доверие к дистанционному формату.
В качестве рекомендаций для повышения спроса на телемедицинские услуги авторы исследования предлагают включить онлайн-консультации медицинской помощи по системе ОМС на всей территории РФ и активнее информировать население о способах их получения. В медицинских учреждениях могут использоваться баннеры и плакаты с информацией о доступности телемедицины, кроме того, информация может быть размещена на персональных страницах пациентов на медицинских порталах.
СПРАВКА
Начало развитию телемедицинских услуг положено Приказом Минздрава России № 344 РАМН №76 от 27 августа 2001 г. «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и Программы его реализации». Правовые нормы развития телемедицины были сформулированы в 2017 году в приказе Министерства здравоохранения «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».
Телемедицина не лицензируется как отдельная услуга, а является «совместной услугой». Пациент не может получить рецепт на лечение, используя только онлайн-консультацию врача.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.