27 февраля 2023
Наиболее мотивированными принято считать тех студентов, у которых желание получать высокие баллы совпадает с подлинным интересом к предмету, ощущением самоценности учебы и стремлением использовать наработанные навыки для личностного роста. Вопрос мотивации учащихся сейчас как никогда остро стоит перед преподавателями высшей школы — от того, какой мотив определяет вовлеченность студента в учебу, зависит его профессиональное будущее.
Именно поэтому 17 февраля темой методического семинара Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ стала «Мотивация студентов — сложности и решения».
В формате групповой работы и дискуссий преподаватели бизнес-школы обсуждали какие сложности в работе с мотивацией студентов встречаются в их практике. В результате обсуждений были выделены две наиболее проблемные категории, для которых разрабатывались варианты решений.
Проблема №1. Как сформировать мотивацию современных студентов, сохранив ценности и культуру классического образования?
В этом кейсе искать мотивацию преподаватели предложили через преимущества классического образования: междисциплинарность знаний, формирование навыка учиться дальше, создание нетворкинга и высокую квалификацию преподавателей.
Татьяна Клёмина, доцент, и.о. заведующего кафедрой стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ
«Задача университета в отличие от учреждений среднего профессионального образования, где обучают конкретным техническим вещам, в том, чтобы научить студентов учиться. Университет призван помочь им сформировать навык мыслить масштабными категориями, принимать управленческие решения и понять, что готовых решений практически нет — к ним нужно прийти самим».
Инструменты, которые помогут увеличить мотивацию студентов: четкое позиционирование конкретного места дисциплины в формировании управленческого видения, использование практикоориентированных заданий, разбор актуальных кейсов, внедрение деловых и ролевых игр в качестве наилучшего погружения в сложность принятия решений, разработка междисциплинарных игр, позволяющих понять как разное видение соединяется в одну систему.
Проблема №2. Как мотивировать тех, у кого нет внутренних источников мотивации?
При решении второго кейса предлагалось, прежде всего, выявить потенциальные источники демотивации: прошлый опыт, влияние окружения, желание получить все инструменты сразу.
Елена Орлова, заведующая кафедрой иностранных языков в сфере менеджмента СПбГУ
«Невозможно работать со всеми мотивациями одновременно. Одна из главных задач — найти общую мотивационную точку, к которой будут стремиться все. И здесь преподаватель должен быть свободен в понимании и определении этой точки. Он должен быть профессионалом, который сможет ее сформулировать в конкретное время и для конкретной аудитории. Именно такая точечная мотивация будет работать лучше, чем попытка охватить все запросы и желания сразу».
Инструменты, которые помогут увеличить мотивацию студентов: определение индивидуального уровня заинтересованности учащихся, определение профиля каждой группы, умение быть не только преподавателем, но и ментором, внедрять системную и двустороннюю обратную связь, использовать цифровые инструменты и новые технологии, формировать навыки самостоятельной работы.
Тема методического семинара открывает серию мероприятий Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании, посвященных проблематике мотивации студентов. В ближайшее время возобновит свою работу Knowledge Café, планируется проведение внутренних обсуждений различных аспектов мотивации для студентов разных уровней обучения и подготовка методических рекомендаций для преподавателей по сформулированным в рамках методического семинара запросов.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.