30 марта 2023
28 марта Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ принял участие в тринадцатом Петербургском международном образовательном форуме. На научно-практической конференции «Дополнительное образование: инновации, точки роста, ресурсы», проходящей в рамках форума, директор Центра Ольга Алканова выступила с докладом «Что такое гибридное обучение и когда оно может быть полезно».
Ольга Алканова рассказала о многообразии и различии форматов, которые встречаются в международной практике и считаются гибридным обучением, о ключевой роли студента в образовательном процессе, а также о сложностях нормативной реализации такого формата в российском образовательном пространстве.
Также спикер отметила, что если в период пандемии внедрение гибридного обучения для многих вузов было «вынужденным» решением, то в текущее постпандемийное время гибридный формат открывает совсем другие перспективы перед системой высшего образования. Это не только разработка совершенно новых программ на базе гибридного формата обучения и привлечение новых аудиторий студентов за счет возможности онлайн-участия и ценности опыта работы в распределённых командах, но и совмещение разных активностей во времени без привязки к единой локации. Гибрид открывает возможность для экспериментов и преподавательского творчества: сетевое взаимодействие между образовательными организациями, обмен опытом с коллегами, привлечение профессиональных спикеров вне зависимости от их географии, тестирование различных форматов и инструментов, которые могут эффективно работать вне зависимости от образовательной среды.
Ольга Алканова, директор Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ
«Самый важный вопрос в контексте гибридного обучения – это вопрос дидактики. Мы понимаем, что есть цифровая дидактика, когда мы работаем со студентами в онлайне. Есть привычная дидактика, когда мы работаем со студентами в офлайне. Но гибрид – это не сумма офлайна и онлайна, это сложный новый формат и для преподавателя, и для студента. Он требует высокой самодисциплины от самих учащихся и повышенного внимания преподавателей к процессу модерации, выстраиванию взаимодействия между студентами во время занятий и в самостоятельной работе, планированию образовательного опыта обучающихся.»
И здесь необходимо отметить, что главными вызовами для работы преподавателей в гибридном формате становятся: умение проектировать образовательный контент с учетом возможности деятельности студентов в аудитории, онлайн и асинхронно, реализовывать заметную долю событий в интерактивном формате для максимального вовлечения студентов, выстраивать регулярную обратную связь и проектировать программу с учетом получения обучающимися образовательного опыта. В свою очередь для студента основные требования – это субъектность, цифровая грамотность, мотивация к учебе и самоорганизованность. Гибридный формат — это пространство для экспериментов и возможность выбора и использования тех инструментов, которые позволят создавать качественный образовательный опыт студентов независимо от предпочитаемой ими образовательной среды.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.