4 мая 2023
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) при поддержке Федерального учебно-методического объединения (ФУМО ВО) провела XXVI ежегодную всероссийскую научно-методическую конференцию «Пашкусовские чтения».
В этом году на мероприятии обсуждались результаты исследований опыта, полученного за время пандемии COVID-19, интеграция и развитие цифровой образовательной среды и эмпирическая оценка результатов цифровизации.
Юрий Васильевич Пашкус — декан-организатор факультета менеджмента (с 2007 г. Высшая школа менеджмента) СПбГУ, известный российский ученый в области финансового менеджмента. С 1996 года в ВШМ СПбГУ проводятся традиционные Пашкусовские чтения. Этим преподаватели и исследователи факультета отдают свою дань памяти вкладу Ю.В. Пашкуса в создание бизнес-школы. |
На панельной дискуссии «Портрет обучающегося основных образовательных программ (результаты исследований поколения Z)» обсуждалась связь методик преподавания с профилем современных студентов. Елена Никишина, доцент МГУ имени М. В. Ломоносова представила результаты исследования ценностей и мотивации студентов, рожденных после 1995 года, которое инициировали экономический факультет МГУ, ГК ЛАНИТ и Институт национальных проектов. Научная работа основывалась на комплексе методов: фокус-группах, глубинных интервью, количественном социологическом опросе, анализе статистических данных и др. В исследовании приняли участие студенты из 16 университетов. Результаты проведенных опросов показали, что вне зависимости от вуза и специализации ключевые мотиваторы к обучению: позитивная атмосфера на занятиях и содержательная обратная связь от преподавателя.
Елена Никишина, доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова:
«Мы хотели не просто провести исследование молодого поколения студентов, но и понять, что это значит для образовательного процесса. В частности, исследование показало, что при работе со студентами очень важно в явном виде проговаривать «правила игры», поясняя почему они такие, объяснять зачем нужен курс, используемые виды активности и форматы работ, гибко варьировать разнообразные виды материалов и форматы обучения, использовать интерактив, учить эффективным практикам командной работы, при этом не забывая про четкие критерии оценки для разного типа работ, содержательную обратную связь и создание возможностей для выстраивания студентом индивидуальной траектории развития. При этом важно учитывать, что авторитет преподавателя в глазах современных студентов обеспечивается не статусом самим по себе, а профессионализмом. Проведенное исследование показало, что для современных студентов не нужна кардинально новая система мотивации, однако корректировка отдельных ее элементов может повысить эффективность образовательного процесса. При этом при выстраивании системы мотивации для студентов важно учитывать не только поколенческие, но и профессиональные, страновые и региональные особенности».
Потребность в разных форматах обучения усилилась у студентов после начала пандемии, когда цифровизация образования стала особенно заметной. На круглом столе «Цифровая среда обучения и возможности интеграции онлайн-обучения» участники мероприятия делились опытом, как разные вузы проходили этот этап, какие сложности возникали при внедрении цифровых сервисов в образовательном процессе и почему важно отдельно взятому вузу использовать единую цифровую среду.
Анна Кольцова, доцент Санкт-Петербургского государственного университета
«Хорошая электронная оболочка решает очень много различных вопросов, в том числе организационных. Мы выступаем за однородность цифровой среды – общую экосистему. Если есть единая рекомендация от университета, то преподавателю не проблема адаптироваться к конкретным сервисам, в том числе в учебно-методической части. Это упрощает жизнь как нам самим, так и студентам. Другое дело, что уже при проведении, например, своих занятий преподаватель вправе выбирать удобные и подходящие под его цели инструменты, например, для организации интерактивной работы».
Участники конференции также подчеркнули, что необходимо различать понятия цифровизации и онлайн-образования. Понятие цифровизации гораздо шире, оно означает использование различных программ, приложений и других электронных ресурсов для обучения как удалённо, так и непосредственно в вузе. В то время как онлайн-обучение — лишь часть общего процесса цифровизации.
Обсуждая образовательную траекторию студента, важно не забывать и о наращивании профессиональных компетенций у молодого поколения уже во время учебного процесса. На эту тему эксперты дискутировали на круглом столе «Роль практической подготовки в обучении в области экономики и управления». О целях, формах и вызовах практической подготовки студентов рассказала Ирина Телешова, ученый секретарь ФУМО, зам.декана Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова:
«Одной из задач новой модели системы образования является обеспечение практико-ориентированной подготовки студентов. В настоящее время в соответствии с ФГОС ВО обязательным элементом образовательных программ являются практики. Однако практики — это важная, но не единственная составляющая более широкого понятия «практическая подготовка», которая также может быть реализована в рамках учебных дисциплин и иных компонентов образовательных программ. Особую актуальность вопросы целей, содержания, форм, методов практической подготовки приобретают при разработке и реализации образовательных программ, обеспечивающих студентам возможность получения академической и профессиональных компетенций. Этот круг вопросов в дальнейшем станет предметом обсуждения специально создаваемой рабочей группы ФУМО».
В финале Пашкусовских чтений участники конференции побывали на экскурсии по кампусу ВШМ СПбГУ на Васильевском острове — историческому зданию им. Артура Б. Шульца.
Конференция Пашкусовские чтения приурочена к 30-летнему юбилею Высшей школы менеджмента СПбГУ и посвящена памяти основателя ВШМ СПбГУ Ю.В. Пашкуса. Проводится совместно с Федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования (ФУМО ВО) по УГСН 38.00.00 «Экономика и управление». |
ФОТОГАЛЕРЕЯ
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.