28 июня 2023
Сотрудники кафедры государственного и муниципального управления Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) Екатерина Соколова и Егор Старшов представили результаты исследования транспортных предпочтений жителей Петербурга. Научный семинар посетили преподаватели и студенты ВШМ СПбГУ, представители СПб ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» и СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта».
Основной доклад был посвящен особенностям транспортного поведения петербуржцев в 2022-2023 годах, когда в городе произошли значительные изменения: была введена «Новая модель транспортного обслуживания», расширена зона платной парковки в центре города и были закрыты две загруженные станции метро. Данные для исследования были собраны в ходе двух интернет-опросов жителей города, которые проводились в районных группах социальной сети «ВКонтакте». В 2023 году было зафиксировано рекордное количество респондентов — более 1300 человек.
Горожане высказали полярные точки зрения по отношению к работе общественного транспорта. Выросла как доля полностью удовлетворенных качеством транспортной системы Санкт-Петербурга горожан, так и доля абсолютно неудовлетворенных. Количество пассажиров, которые оценили свою удовлетворенность транспортной системой как очень высокую или высокую, выросло с 34 % в 2022 до 39% в 2023 году. 37 % опрошенных сейчас оценивают свою удовлетворенность как среднюю (50% — в 2022), о низкой или очень низкой удовлетворенности заявили 24% горожан (в 2022 — 17%).
«Часть людей в результате нововведений получила новые социальные маршруты и удобный билет “60 минут", который позволяет за дополнительные 10 рублей сделать первую пересадку на наземном общественном транспорте и бесплатно — вторую и последующие в течение одного часа. Но при этом часть людей лишилась привычных коммерческих маршрутов», — прокомментировал аспирант ВШМ СПбГУ Егор Старшов.
Среди выводов исследования также: рост популярности оплаты проезда банковскими картами (с 7% до 18%) и рост значимости фактора удобства использования системы общественного транспорта (с 70% до 73%).
Согласно результатам опроса горожан, время в пути — наиболее значимый фактор при выборе способа передвижения по городу: об этом заявили 82.8% опрошенных. На втором месте — простота поездки (73.3%), на третьем — комфорт (37.4%), далее следуют надежность (43.3%) и безопасность (16.6%). Риск заражения COVID-19, как фактор влияющий на выбор транспортного средства, назвали только 3.6% респондентов.
Исследователи отмечают, что для успеха транспортной реформы необходимо больше информировать горожан о планируемых изменениях и причинах их введения, а также повышать уровень вовлеченности населения в развитие транспортной системы. Кроме того, расширение действия единого проездного билета на метро и электрички в черте города может сделать общественный транспорт привлекательнее для некоторых категорий граждан.
Представители СПб ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» и СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта» высоко оценили качество проведенного исследования и высказали ряд полезных замечаний и предложений.
Мероприятие прошло под эгидой проекта «ВШМ СПбГУ — городу», в рамках которого преподаватели и студенты кафедры ГМУ ВШМ СПбГУ представляют результаты лучших исследований.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.