7 февраля 2024
О социологии принято думать только как об инструменте опросов: заполни анкету и получишь какие-то результаты. Доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом ВШМ СПбГУ Ольга Никифорова утверждает: область применения социологических методов в бизнесе гораздо шире. Социология применяется от подбора персонала до построения системы мотивации персонала и формирования благоприятного имиджа на рынке.
Подробно об этой теме Ольга Никифорова рассказала в лекции «Социологические инструменты в бизнесе: как нанимать и развивать персонал» для проекта РБК PRO:
«Социология в компании также связана с исследованием рынка, не только как места сделки покупателя и продавца, но и его истории, культуры, традиций.
Зачастую ситуация, которая нас волнует, имеет некий тренд развития, сформировавшийся в прошлом. Важно его отследить, чтобы понять вероятность наступления тех или иных событий и последствий в будущем, основываясь на социологической методологии.
Кроме самой анкеты, существуют и другие способы сбора данных, в том числе интервью, фокус-группы, контент-анализ, наблюдение и другие. Важно не только получить информацию, но и проанализировать, интерпретировать полученные данные, интегрировать их с другими источниками информации, чтобы выявить ключевые факторы принятия правильных решений.
Перед тем как запускать анкету, нужно составить программу исследования: сформулировать проблему, предложить гипотезы, протестировать их, и уже по результатам анализа данных предлагать возможные варианты решений.
Сегодня в компаниях часто пытаются все применить самостоятельно. Считается, что провести опрос не так сложно. На самом деле точечно применить инструмент анкетирования может служба управления персоналом. Но очень важно, чтобы люди, которые его применяют, обладали исследовательскими компетенциями».
Как рассказала Ольга Никифорова, если нужно серьезное большое исследование, необходимо привлечь внешнего провайдера услуг. При этом обращаться лучше к профессионалам с опытом решения подобных кейсов, например, университетам и бизнес-школам.
Социологические инструменты могут быть очень полезны и в системе оценки эффективности обучения персонала. Это могут быть, например, анкеты обратной связи. Важна трехступенчатая система опросов в системе обучения: до обучения, после и некоторое время спустя.
«Когда к нам в бизнес-школу приходит клиент, который хочет сделать исследование, мы обязательно выясняем, какая проблемная ситуация существует. Очень важно на начальном этапе составить программу исследования. Она предполагает, что у нас появляется некая гипотеза, под которую мы выстраиваем теоретическую и методологическую рамку. После этого уже подбираем инструментарий, чувствительный к поставленной задаче, — рассказывает эксперт Высшей школы менеджмента СПбГУ. — Зачастую компании действуют наоборот: они самостоятельно проводят опрос удовлетворенности персонала, собирают 500 анкет, после чего обращаются за помощью в анализе. И вот тут выясняется, что анкета составлена некорректно, и эффективные управленческие решения на основе интерпретации полученных данных принять невозможно».
Эксперт рекомендует: если вы хотите провести исследования, которые действительно будете использовать для принятия дальнейших решений, обращайтесь к профессионалам.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.