22 февраля 2024
Тематикой круглого стола «Компетентностная модель выпускника вуза: анализ целей и результатов обучения» в рамках VIII Санкт-Петербургского международного форума труда стала не только подготовка специалиста и формирование компетенций, востребованных рынком труда, но и построение такой модели обучения, которая бы отвечала ценностям молодежи.
Спикеры, представители СПбГУ и других вузов России, обсудили актуальные проблемы образования в технических, естественно-научных и гуманитарных направлениях. Соответствуют ли профессиональные стандарты и компетенции выпускников условиям рынка и требованиям работодателей? Как формировать актуальные для экономики навыки в современных условиях дефицита кадров? Нужно ли отказываться от компетентностного подхода в высшем образовании и какие новые форматы обучения внедрять?
Как рассказала первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова, на фоне постоянных изменений как в стенах высшей школы, так и вне ее, в реальной экономике, перед вузами встает задача адаптироваться, не теряя при этом качества научной и профессиональной подготовки. «Сейчас декларируются масштабные изменения в высшей школе и на рынке труда, но реально мы видим несоответствие между привычными для вуза образовательными стандартами и ожиданиями основных заказчиков — работодателей. При этом перед экономикой стоит задача прорывного развития, импортозамещения в условиях жесточайшего дефицита кадров. Вопрос, откуда взять специалистов, чтобы они смогли отвечать этим вызовам? Вопрос сложный, куда мы двигаемся, но все осознаем одно: нужно что-то делать, чтобы срочно восполнить этот дефицит кадров. И один из обсуждаемых вариантов — уплотнить программы бакалавриата и магистратуры, чтобы сократить сроки подготовки специалиста для рынка труда. Но делать это нужно с учетом направлений подготовки, так как инженерные, медицинские или, допустим, гуманитарные специальности в этом плане сильно отличаются»,— отметила Марина Лаврикова.
Как отметила первый проректор по учебной работе СПбГУ, в решении всех этих задач есть один ключевой момент: диалог с работодателями из сферы бизнеса, основными заказчиками новых кадров. «Есть разрыв в понимании ключевых терминов, которыми мы оперируем: рынок труда, профессиональные стандарты говорят об умениях и знаниях, работодателям нужны профессиональные навыки и деловые качества, а высшая школа формирует образовательные программы на основе компетенций, которые изложены в образовательных стандартах. Мы в Санкт-Петербургском университете давно занимаемся этим вопросом, включаем в нашу работу работодателей и налаживаем такой диалог», — поделилась Марина Лаврикова.
Модератор дискуссии Ольга Никифорова, доцент кафедры организационного поведения и управления персоналом ВШМ СПбГУ, обозначила проблематику встречи.
«Сегодня в условиях дефицита кадров каждый выпускник уверен: он будет трудоустроен. И в этих условиях нам важно понять, как преподаватели могут сформировать нужные компетенции. Конечно, прежде всего этими компетенциями должен обладать и сам преподаватель. Кроме того, несмотря на очевидную трансформацию в подходе к обучению студентов и постоянно возникающих вызовах рынка труда, нельзя допускать разрыва между важными для молодого поколения ценностями и стандартами образования, которые реализуют преподаватели высшей школы. Это непрерывно совершенствующаяся система», — уверена доцент СПбГУ.
Помимо вопросов, как и чему учить, Ольга Никифорова обозначила: не менее важно, а кого же учат вузы? Каким сейчас видится портрет поколения Z? Оказалось, разные стороны: студенты, преподаватели и работодатели не только оперируют разными терминами. Они по-разному понимают процесс обучения и ожидают разного от его методов и результатов. И выражается это в том числе в новых образовательных форматах.
Профессор РАНХиГС Татьяна Тулупьева рассказала о внедренном в вузе формате образовательного интенсива. «Мы видим большой запрос на компактное обучение, то есть дополнительные сокращенные программы, например, по цифровым компетенциям, обработке данных. Мне кажется, что будущее за форматами интенсивов. Студенты тяготеют к тому, чтобы было живо и компактно. Правильно организовав интенсив, мы получаем мотивированных студентов и востребованных на рынке молодых профессионалов, так как рынку труда нужны не только узкопрофессиональные компетенции, но и мультидисциплинарные компетенции».
Как помочь преподавателям адаптировать образовательный план не только к запросу рынка труда, но и специфике поколения Z?
В продолжение темы Ольга Алканова, директор Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ, рассказала о важности образовательного опыта, который создают преподаватели для студентов.
«С 2022 года центр проводит обучающие мероприятия для преподавателей высшей школы и корпоративных университетов. Современный преподаватель должен не только хорошо владеть предметной областью, но и обладать развитыми навыками коммуникации, фасилитации, понимать, как люди учатся и какие условия делают процесс обучения более эффективным, — отметила Ольга Алканова. — Поколение современных студентов отличается по своим приоритетам и ценностям — для них важно качество процесса обучения. Для нас это значит, что преподавателей необходимо обучать создавать этот образовательный опыт с опорой на знания в андрагогике, когнитивных науках».
Другая сторона вопроса, по словам эксперта, чему учить и как сделать содержание программы соответствующим запросам рынка труда. Для преподавателей важно уметь выстраивать диалог с работодателями, чтобы вместе находить образовательные решения, которые позволят получить оптимальный результат с учетом всех ограничений времени и ресурсов, чтобы выпускники программ обладали нужными знаниями и навыками.
«По нашему опыту мы видим, что развитие этого навыка у преподавателей вузов помогает настроить горизонтальные связи с работодателями и приводит к созданию новых совместных образовательных программ и большему вовлечению представителей компаний в обучение студентов», — отметила Ольга Алканова.
«Для многих стало открытием, что среда обучения так сильно сказывается на его качестве. И в этом поколение Z отличается от других», — добавила Марина Котлярова, руководитель Института профессионального развития Ассоциации русскоязычных коучей. По ее словам, современные студенты не только нацелены на результат: «80% запросов в тренингах — на вовлеченность, обучение должно быть интересным, с элементами геймификации. И этому в том числе нужно обучать преподавателей. Да и работодателю нужны такие увлеченные сотрудники, а не только набор навыков и компетенций».
Вывод, к которым пришли эксперты дискуссии о важности связи компетенций, то есть требований рынка труда и образовательных подходов, с ценностями нового поколения, сформулировала модератор Ольга Никифорова. «Осознанный подход — это когда студент понимает, ради чего он учится, так ему проще найти себя и построить карьеру мечты. Второе — это междисциплинарность обучения, когда профессионалы-преподаватели учат друг друга. То есть социологи учат проводить исследования, экологи формируют экологическое мышление и так далее. Кроме того, нам как никогда важно сверять часы в дискуссионном формате, чтобы преподаватели из самых разных вузов делились своим опытом, опираясь на актуальные запросы работодателей, государства и ценности молодежи. По итогам встречи мы формируем ряд рекомендаций, чтобы затем встретиться в экспертном сообществе и обсудить дальнейшие решения».
ФОТОГАЛЕРЕЯ
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.