3 сентября 2024
Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ (TEL) провел Летнюю школу для преподавателей вузов и корпоративных университетов. Тема 2024 года «Внезапное будущее. Как преподавать в эпоху искусственного интеллекта и быстрого контента».
С 19 по 23 августа участники Летней школы рефлексировали над изменениями мира образования в условиях стремительного развития новых технологий. Специалисты вузов и корпоративных университетов выясняли, какой он, студент новой эпохи, какие подходы к нему требуются, и какие именно технологии стоит использовать в преподавании.
Как отмечает один из авторов программы Летней школы, ведущий специалист Центра Наталья Орлова, роль преподавателей в современном мире отличается от той, что была 10 и 20 лет назад. «Раньше учитель был непререкаемым авторитетом, носителем и транслятором труднодоступного и уникального знания, теперь же он больше наставник, фасилитатор, старший товарищ. Проблема нашего времени не в труднодоступности информации, а в огромных объемах противоречивых данных. И вот с этим вопросом современный преподаватель может помочь студенту: научить разбираться в колоссальных объемах доступной информации и обрести самостоятельность в принятии решений. Дать базу и принцип, а не готовое решение, которое студентам, необходимо найти самостоятельно», — рассказала Наталья Орлова.
В этом году Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ разработал программу Летней школы совместно с участниками сообщества Method.GSOM – экспертами из Санкт-петербургского государственного университета, Московского государственного университета, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Томского государственного университета, Международного центра дизайн-мышления и Международной Федерации Коучинга. Каждый день Летней школы раскрывал один из аспектов эффективного, успешного, как для преподавателя, так и для студента, обучения.
«В этом году мы рассказываем, как справляться с вызовами в эпоху развития технологий, искусственного интеллекта и контента, который быстро появляется и также быстро исчезает. Система образования, если мы говорим о высшем образовании, — это поступательная, последовательная система, не всегда успевающая быстро отреагировать на изменения, — поделилась Ольга Алканова, директор Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ. — А значит, со всеми этими быстрыми изменениями преподаватели и студенты остаются один на один. Поэтому в рамках Летней школы мы решили поговорить о том, что такое эти технологии для нас с вами, зачем они нужны, чем мы можем воспользоваться сейчас и что мы должны принять как неизбежное. Всё, что мы делаем, это про людей и для людей, а технологии — лишь инструмент».
За пять дней участники получили понимание того, что такое искусственный интеллект, сориентировались в многообразии ИИ инструментов, познакомились и опробовали множество актуальных сервисов для работы преподавателя. А также погрузились в теорию и практику управления мотивацией и вовлечением студентов и познакомились с необычными подходами к созданию обучения, например, с проектированием обучения как образовательного опыта с помощью инструментов дизайн-мышления. И все эти навыки участники смогут применить уже первого сентября — процессы Летней школы были настроены на получение практических, реальных умений.
«На Летней школе особенно запомнились интересные практики и знакомство с кампусом. Особенно важно для меня было побывать в гибридных аудиториях, так сказать, потрогать всё своими руками. Этот формат очень важен для университета, который я представляю, НИУ БелГУ. Что касается программы, то, к примеру, пятничные мероприятия были посвящены сохранению ментального здоровья преподавателей. Действительно, необходимо предпринимать все возможные меры по предотвращению выгорания преподавателей на работе», — поделился впечатлением Алексей Черницов, проректор по образовательной деятельности НИУ БелГУ.
Кроме того, важной часть Летней школы стала возможность для преподавателей обменяться опытом с коллегами из самых разных направлений подготовки, найти единомышленников для совместных проектов, в том числе междисциплинарного характера.
«Летняя школа для меня – это, в первую очередь, попытка больше узнать, как искусственный интеллект может применяться в образовании. Кроме того, здесь классная команда, вместе с которой мы уже делали общие проекты. И когда меня пригласили участвовать, я сразу же согласилась — это нужный проект. Если больше людей будут применять ИИ, то, думаю, будет проще дальше продвигать новые технологии в нашей научно-педагогической сфере», — рассказала Анна Сытник, доцент кафедры американских исследований факультета международных отношений СПбГУ, спикер Летней школы.
«Каждый день приходили новые идеи о том, как и что внедрить в учебный процесс, что можно поменять, и как это накладывается на специфику нашего направления. Я увезла большой багаж не только таких теоретических знаний, но и много интересных историй, опыта коллег, с которыми мы проводили обсуждения во время обучения внутри группы. А за пределами аудиторий нам хотелось продолжать общение. Все эти факторы в совокупности произвели впечатляющий эффект», — считает Мария Губанищева, доцент кафедры геоинформатики и кадастра ТГАСУ, руководитель образовательной программы по направлению Землеустройство и кадастры.
«Летняя школа заинтересовала меня искусственным интеллектом. Понятно, что тема модная, полезная и классная, но, признаюсь, я наощупь иду в этой области, хотя и работаю в передовом вузе, где с этим всё хорошо. Так что Летней школой я заинтересовался, в первую очередь, из-за возможности почувствовать твёрдую землю под ногами. И вместе с твердой землей полюбоваться волнами Невы. Атмосфера Петербурга, Васильевского острова и кампуса ВШМ СПбГУ, особенно вместе с людьми, — это нечто непередаваемое», — отметил Алексей Бакулев, академический руководитель магистерской программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.