25 ноября 2020
«Архипелаг 20.35» — первый беспрецедентно масштабный для России интенсив по формированию и акселерации команд, способных создавать и коммерциализировать проекты в области искусственного интеллекта (ИИ) для опережающего технологического развития в приоритетных отраслях экономики и всех сферах государственной и социальной деятельности. Он был разбит на три этапа: преакселерационная — отборочная — программа; собственно, интенсив, в котором приняли участие топ-1000 команд с наибольшим баллом в рейтинге по итогам отсева; и, наконец, финал — представление результатов «Архипелага 20.35».
Кандидат экономических наук, ассистент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ Анастасия Ласковая выступила перед участниками «Архипелага» в рамках его центрального этапа, представив акселерационный модуль по анализу рынка и потребителей для проектов в области ИИ в цифровой экономике. На лекции обсудили следующие вопросы:
зачем анализировать рынок;
как оценить потенциал рынка;
какие бывают конкуренты;
кто относится к целевой аудитории;
как выделять клиентские сегменты;
как сформулировать ценностное предложение.
Участникам акселератора, по сути, был предложен готовый алгоритм действий, соблюдение которого должно помочь стартаперам осознанно выбрать свою нишу на рынке и построить первичную стратегию развития, предварительно поняв — а нужен ли его проект на этом рынке вообще?
Слушатели выполнили три практических задания-тренировки, благодаря чему, как подчёркивает Анастасия Ласковая, «у команд остались артефакты по своим проектам — данные по размерам рынка TAM (total addressable market, «весь целевой рынок»), SAM (served available market, «доступный объём рынка»), SOM (served obtainable market, «реально достижимый объём рынка»), а также описание конкурентов, целевой аудитории, клиентских сегментов и ценностного предложения».
Как рассказывает автор лекции, описанный алгоритм применим к любому бизнесу, у которого есть клиенты: «Инструменты анализа совершенно универсальны. Даже если это микробизнес, анализ рынка поможет понять количество потенциальных клиентов и возможности роста в выбранной нише». Отвечая на вопрос об учёте национальных особенностей рынков, Анастасия Ласковая пояснила: «В данной методике специфика рынка учитывается в процессе применения инструмента. Если мы анализируем российский рынок, то смотрим только на него, какие тренды и покупательские привычки на нём есть. Если опрашиваем российских потребителей — то говорим об их проблемах и потребностях. Сама методика оценки рынка пришла из Кремниевой Долины, но уже давно апробирована в российских реалиях множеством стартапов».
Что касается «чаще всего задаваемых вопросов»: Анастасия Ласковая отмечает, что к таковым относятся вопросы об источниках информации — где искать конкретные цифры по рынку? «Также многих пугает, что нужно на старте фокусироваться только на одном самом привлекательном сегменте и выбирать, каких именно потребителей обслуживать. Особенно в период кризиса у предпринимателей есть желание обслуживать всех клиентов, не деля их на разные сегменты», — отмечает она.
Ассистента кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ порадовало количество проектов в сфере образования среди участников лекции. Такова тенденция сегодняшнего дня: «В целом сейчас виден чёткий тренд на рост популярности EdTech стартапов по всему миру, последние самые крупные инвестиционные сделки были сделаны в образовательные решения и продукты. Что вполне логично, поскольку рынок перестраивается и меняется подход к образованию в сторону дистанционных форматов».
Организаторами «Архипелага 20.35» выступили «Университет 20.35», Платформа НТИ, Агентство стратегических инициатив, Фонд содействия инновациям и Фонд Сколково. В качестве задачи ставили перед собой «создание эффективной ресурсной (кадровой, проектной, технологической и экосистемной) основы для реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года, программы «Цифровая экономика России», федерального проекта «Искусственный интеллект», а также дорожных карт Национальной технологической инициативы».
«Архипелаг 20.35» прошел 27 сентября — 21 ноября. Обучение проводилось в онлайн-режиме.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.