13 декабря 2024
Директор Центра преподавательского мастерства в бизнес‑образовании ВШМ СПбГУ Ольга Алканова приняла участие в IV Конгрессе молодых ученых (КМУ) «Наука, бизнес и молодежь: точки контакта». Эксперт выступила на сессии «Цифровые аватары в образовании» и рассказала о создании учебных видео с помощью технологий искусственного интеллекта.
По словам Ольги Алкановой, после пандемии коронавируса образовательная среда сохранила интерес к онлайн-форматам и видеоматериалам. Однако для создания качественных учебных видео требуется профессиональная съемка, сопряженная со значительными затратами на производство, или инвестиции в соответствующую ИТ-инфраструктуру для самостоятельной записи таких материалов преподавателями. Специалисты ВШМ предположили, что упростить создание такого контента могли бы цифровые аватары преподавателей.
В ходе эксперимента Бизнес-школа использовала один из западных сервисов, позволяющий загружать в приложение двухминутные видео и аудио сэмплы спикеров для создания их цифровых двойников; после генерации аватара пользователи могут предлагать ему текст, который двойник прочитает, имитируя естественное поведение человека, а также дополнительно оформить видео-ролик встроенным текстом, слайдами, заменить фон.
Ольга Алканова рассказала, что для оценки применимости сервиса в создании учебных видео во время эксперимента студентов разделили на две группы – одни занимались по видео-материалам, созданным с помощью записи лекции эксперта в ВКС, другим предоставили видео-лекцию цифрового двойника того же эксперта. Оказалось, что уровень понимания материала в обоих случаях был одинаковым, однако, вторая группа отметила некоторые странности в «поведении» цифрового двойника – ограниченные возможности мимики и жестикуляции, неправдоподобные интонации и паузы. В то же время, для создания качественных роликов с аватарами нужны соответствующие навыки, и существенной экономии ресурсов по сравнению с альтернативным решениями не возникает. Тем не менее, видеоролики, созданные с помощью генеративного ИИ, могут использоваться для других задач:
«Мы проводили отдельный эксперимент по использованию коротких сгенерированных роликов с нейтральным аватаром как дополнение к онлайн-квизам. Студентам понравилось, что вместо длинного текста инструкций им дают объяснение голосом. Это то, что можно использовать для повышения их вовлеченности», - рассказала Директор Центра преподавательского мастерства в бизнес‑образовании ВШМ СПбГУ.
Подводя итоги дискуссии, Ольга Алканова обратила внимание на то, что сегодня уже недостаточно просто читать лекции в аудиториях – преподавателям необходимо следить за новыми инструментами, в том числе за тем, что предлагает искусственный интеллект: во-первых, это может помочь улучшить образовательный процесс, во-вторых, студентам необходимо показывать, как ИИ упрощает решение практических задач, ведь такие навыки сделают специалистов более конкурентоспособными на рынке труда.
IV Конгресс молодых ученых прошел 27-29 ноября на федеральной территории Сириус и стал крупнейшей площадкой для диалога передовой и фундаментальной науки, государственной власти и реального сектора экономики. В рамках конгресса также прошли форум молодых ученых стран БРИКС и конкурс молодых инноваторов стран БРИКС.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.