26 мая 2025
Ко Дню предпринимателя, который отмечается в России 26 мая, исследователи Высшей школы менеджмента СПбГУ представили свежие данные о состоянии бизнес-среды в стране. Результаты мониторинга предпринимательской активности за 2024 год рисуют неоднозначную картину: при общем росте предпринимательской активности до рекордных значений (17,9 %) эксперты фиксируют тревожные сигналы, которые могут повлиять на будущее российского бизнеса.
Исследователи СПбГУ отметили с одной стороны рост числа успешных компаний, преодолевших начальный этап становления, а с другой — сокращение потока новых игроков на рынке и снижение предпринимательских намерений среди населения. Этот парадокс ставит перед экономистами и политиками вопросы: какие меры поддержки действительно работают и что мешает потенциальным предпринимателям реализовать свои амбиции? Подробнее — в результатах исследования.
Предпринимательская активность: кто впереди?
Рост этого показателя в первую очередь обеспечили владельцы бизнесов, успешно преодолевшие начальные этапы становления. Их доля увеличилась на 0,5 %, достигнув 6,4 %. В то же время количество предпринимателей, только делающих первые шаги в бизнесе, сократилось с 7,3 % до 6,6 %. При этом отмечается рост числа владельцев нового бизнеса (до 3,5 года) — с 4,4 % до 4,9 %. Если в начале 2000-х годов себя в предпринимательстве пробовал лишь каждый двадцатый россиянин, то сегодня к начинающим бизнесменам можно отнести уже каждого десятого.
Ожидается ли приток новых предпринимателей?
Прогнозировать будущий приток начинающих бизнесменов помогает показатель «предпринимательские намерения», отражающий готовность человека открыть собственное дело в ближайшие три года. В 2024 году он несколько снизился, особенно среди тех, кто пока не занимается бизнесом. Однако молодежь продолжает демонстрировать высокую активность: в возрастной группе от 18 до 24 лет 46 % респондентов планируют открыть свое дело, а среди 25–34-летних — 40 %. Жители крупных городов с населением от 500 тысяч человек чаще задумываются о предпринимательстве (32 %), чем жители сел и малых городов (28 %).
Кто он — российский предприниматель?
В России портрет представителя бизнеса имеет свои характерные особенности. Традиционно в этой среде преобладают мужчины: среди начинающих их насчитывается 13,3 % против 9,8 % женщин. Единственное исключение наблюдалось в 2019 году, когда бизнес-леди ненадолго вышли вперед (54,4 %), но вскоре соотношение вернулось к привычному балансу.
Наибольшую активность в создании бизнеса проявляют люди в возрасте 25–34 лет, тогда как среди владельцев зрелого бизнеса преобладает возрастная группа 45–54 года. Интересно, что предприниматели с высшим образованием не только чаще создают собственное дело, но и демонстрируют лучшие результаты в его развитии. Кроме того, владельцы бизнесов реже оценивают свое материальное положение как плохое по сравнению с теми, кто только начинает или работает по найму.
Как общество относится к предпринимателям?
Отношение общества к предпринимателям в 2024 году остается в целом положительным: 64 % россиян считают карьеру бизнесмена хорошим выбором, хотя это на 11 % ниже пикового значения 2020 года. Примечательно, что 69 % тех, кто не занимается бизнесом, уверены, что предприниматели пользуются уважением в обществе. Начинающие предприниматели, лидирующие по этому показателю годом ранее, были менее оптимистичны в оценках, это может говорить о росте вынужденных решений создания своего бизнеса.
«Проведенное исследование выявило парадоксальную ситуацию в предпринимательской среде. С одной стороны, мы наблюдаем рекордный уровень деловой активности, с другой ― снижение числа начинающих бизнесменов и предпринимательских намерений. Это противоречие во многом объясняется сохраняющимися барьерами для старта бизнеса», ― отметила ведущий специалист Центра предпринимательства ВШМ СПбГУ, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента СПбГУ Ольга Верховская.
Ключевое различие между потенциальными предпринимателями и теми, кто не планирует открывать свое дело, заключается не в оценке сложности процедур (здесь мнения сходятся), а в наличии трех важных факторов: уверенности в своих знаниях и навыках (62 % против 36 %), позитивной оценке региональных возможностей (52 % против 35 %), наличии предпринимательского опыта в ближайшем окружении (80 % против 54 %).
По мнению эксперта СПбГУ, эти данные убедительно доказывают, что для активизации предпринимательской инициативы необходимо не только упрощать административные процедуры, но и активно развивать образовательные программы, наставничество и создавать среду, где успешные бизнесмены могли бы делиться опытом с начинающими. Особое внимание следует уделить формированию предпринимательских сообществ и совершенствованию института наставничества, что особенно важно для регионов с менее благоприятной бизнес-средой, подчеркнула Ольга Верховская.
Полученные в ходе исследования данные служат надежным инструментом для оценки уровня предпринимательской активности в стране. Они позволяют не только фиксировать текущее состояние бизнес-среды, но и являются ценным ресурсом для разработки и корректировки мер государственной поддержки предпринимательства. Регулярный мониторинг этих показателей помогает выявлять ключевые тенденции и оперативно реагировать на изменения в предпринимательском климате.
Исследование проводилось методом компьютерно-ассистированного телефонного интервью (CATI) среди граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 64 лет включительно. Географический охват включал все федеральные округа страны. Объем выборки составил 2183 респондента. Полученные результаты служат важным инструментом для мониторинга предпринимательской активности и оценки эффективности мер государственной поддержки бизнеса.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.