22 мая 2015
20 мая в Институте «Высшая школа менеджмента» СПбГУ (далее – ВШМ СПбГУ) состоялась конференция «Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт», организованная Центром исследований ГЧП Института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ. В конференции приняли участие более 150 участников, в числе которых – представители Министерства транспорта РФ, федеральных и региональных органов государственной власти, крупных транспортных компаний и транспортных вузов. Главными участниками мероприятия стали студенты, аспиранты и молодые ученые – представители более 10 российских университетов, институтов и академий, занимающиеся исследованиями государственно-частного партнерства в различных секторах транспортной сферы.
С приветственным словом к участникам конференции обратились заведующий кафедрой государственного и муниципального управления СПбГУ, Министр транспорта РФ Максим Юрьевич Соколов и первый заместитель директора ВШМ СПбГУ Константин Викторович Кротов. Они подчеркнули важность исследований государственно-частного партнерства в сфере транспорта, а также отметили роль Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ в создании и распространении знаний в сфере ГЧП и экспертной поддержке реальных проектов ГЧП. Министр транспорта РФ также указал на положительную динамику в образовательной деятельности ВШМ СПбГУ в сфере ГЧП: за три года количество студентов бакалавриата, изучающих дисциплину «Государственно-частное партнерство», увеличилось более чем в два раза: с 18 в 2011 г. до 50 в 2014 г.
Первое пленарное заседание открыл М.Ю. Соколов докладом «Применение государственно-частного партнерства в сфере транспорта», в котором отметил, что в России уже сложилась практика реализации крупных инфраструктурных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства. Наиболее успешным опытом ГЧП, по словам Министра транспорта РФ, является применение концессионного механизма в отношении автомобильных дорог. В качестве примеров реализации данного механизма были приведены проекты создания скоростной автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр», нового выхода на МКАД с автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск», отдельных участков трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург». Также М.Ю. Соколов выразил надежду на то, что накопленный при реализации концессионных проектов в отношении автомобильных дорог опыт будет использован и в других отраслях транспортной сферы, например, при строительстве железнодорожных магистралей, морских и речных портов, аэропортов и аэродромов.
Далее с докладами выступили представители публичной и частной стороны в проектах ГЧП в сфере транспорта, а также представители академического сообщества и молодые исследователи.
Выступление руководителя Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ Светланы Валентиновны Масловой было посвящено современным тенденциям развития и научным исследованиям государственно-частного партнерства в сфере транспорта. Отдельное внимание было уделено роли ГЧП в достижении Целей устойчивого развития (SustainableDevelopmentGoals), которые будут утверждены на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2015 года. Также С.В. Маслова представила цели разработки и содержание международных ГЧП-Стандартов ЕЭК ООН, в разработке которых примет участие Центр исследований ГЧП ВШМ СПбГУ (в сфере дорог, аэропортов, железных дорог).
Заместитель председателя правления по правовым вопросам ГК «Автодор» Константин Игоревич Попов рассказал об опыте реализации концессионных соглашений в отношении платных автомобильных дорог федерального значения по двум основным моделям (концессия с прямым сбором платы и концессия с платой концедента). Были представлены особенности этапа предквалификации и критерии конкурса в проектах «М-11 «Москва - СПб» км 15 – км 58», «М-1 «Беларусь» (обход г. Одинцово)» (проекты находятся на стадии эксплуатации), «М-11 «Москва - СПБ» км 543 – км 684» (проект находится на стадии реализации).
Начальник Управления правового обеспечения и проектов ГЧП Федерального дорожного агентства Елена Николаевна Семенова рассказала о развитии современных интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в проектах ГЧП, основная цель которых – обеспечение безопасности и комфорта пользователей автодорог. Отдельное внимание в ее докладе было посвящено существующим в России ИТС, механизмам внедрения ИТС и финансированию ИТС в проектах ГЧП.
Основные факторы успешной реализации проекта создания и эксплуатации скоростной автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» осветил Андрей Витальевич Киселев, заместитель руководителя департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал. В своем выступлении он также рассказал о строительстве Центрального участка ЗСД.
Об опыте реализации проекта создания и эксплуатации аэропорта Пулково с использованием механизма ГЧП рассказали представители ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Маргарита Валерьевна Беляева и Ярослав Геннадьевич Зубилов.
Международный опыт реализации проектов ГЧП в транспортной сфере на примере аэропорта Афин (Греция), туннеля Лимерик (Ирландия) и линии легкорельсового транспорта Canada Line (Канада) раскрыли студенты, обучающиеся на программах бакалавриата по направлению менеджмент и государственное и муниципальное управление (далее – ГМУ), СПбГУ Андрей Зинченко, Софья Громова и Софья Гладущенко.
Следующее мероприятие конференции было проведено С.В. Масловой и начальником управления по ГЧП и внешним связям АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Ольгой Анатольевной Потифоровой в формате мастер-класса «Реализация совместных проектов ГЧП в Санкт-Петербурге и Ленинградской области». Особенностью этого мероприятия является то, что в роли экспертов выступили студенты программы бакалавриата ВШМ СПбГУ – Рузалия Мингазова, Алеся Губанова, Анастасия Трофимова, Софья Гладущенко, Андрей Зинченко и Ксения Бакай, продемонстрировавшие глубокие знания государственно-частного партнерства и практические навыки структурирования ГЧП-проектов. Они представили свое видение перспектив реализации проекта создания транспортно-пересадочного узла «Девяткино» с применением механизма ГЧП, рассмотрев финансовые, правовые, технические аспекты проекта, а также возможность участия в проекте нескольких концедентов (Российской Федерации, Санкт-Петербурга, Ленинградской области).
На втором пленарном заседании, прошедшем под председательством главного научного сотрудника Центра исследований ГЧП ВШМ СПбГУ Андрея Евгеньевича Иванова, были представлены доклады молодых исследователей, аспирантов и студентов, а также начинающих практиков ГЧП. О реализации инвестиционного проекта создания автомобильной дороги «Обход г. Хабаровска км 13- км 42» рассказал аспирант ДВГУПС, консультант Правительства Хабаровского края Данил Григорьев. Методы оценки рисков ГЧП охарактеризовала Светлана Колокольцева, студентка программы магистратуры ВШМ СПбГУ, представив также приложение метода Монте-Карло для проекта строительства «Западного скоростного диаметра». Способы обеспечения баланса публичных и частных интересов в проектах ГЧП представила Юлия Андреевна Антипова, аспирант СПбГЭУ, ведущий юрисконсульт ООО «Воздушные ворота Северной столицы». О механизме государственно-частного партнерства при строительстве морских портов рассказала Наина Юрьевна Бодровцева, аспирант ГУМРФ им С.О. Макарова, начальник финансово-экономического управления ФГУП «Росморпорт». Руллинг в финансовых стратегиях развития ГЧП с крупными транспортными корпорациями стал темой презентации Ольги Владимировны Андреевой, докторанта РГУПС. Также с докладами о различных аспектах ГЧП в сфере транспорта выступили студенты, обучающиеся на программах бакалавриата по направлению менеджмент и ГМУ, СПбГУ. Рузалия Мингазова представила институциональные аспекты развития ГЧП на международном и национальном уровне, Анжелика Гуркова рассказала о применении механизмов ГЧП для решения проблем моногородов, Юлия Лычагина рассмотрела перспективы создания Центра ГЧП в сфере транспорта, а Алеся Губанова презентовала различные методики управления рисками в проектах ГЧП в сфере транспорта.
Все мероприятия конференции сопровождались оживленной дискуссией молодых исследователей, экспертов в области ГЧП, а также представителей транспортной сферы и академического сообщества. Подводя итоги работы конференции, М.Ю. Соколов выразил надежду, что конференция станет традиционной, и в следующем году в ней примет участие еще большее количество участников, заинтересованных в развитии ГЧП в России.
Сборник тезисов докладов конференции >>
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.