СПбГУ – лучший университет города. Такое мнение сложилось у меня на основании рассказов моих родителей и знакомых. Кроме того, историю университета я изучал еще в школе: информация, которую я почерпнул из учебников, утвердила меня в мысли, что СПбГУ – настоящий центр знаний и студенческой жизни. С одной стороны менеджмент показался мне наиболее перспективной специальностью (управление – наука современности!), с другой стороны эта специальность таила в себе загадку (управление – что это такое?). Все другие направления были более понятны, но я чувствовал, что ни одно из них не сможет удовлетворить меня полностью. Менеджмент же больше всего отвечал складу моего характера. К тому же я знал, что факультет менеджмента возник сравнительно недавно. Это также устраивало меня, потому что я опасался слишком уж академичного подхода. Все эти соображения и определили мой выбор. Можно сказать, что он был скорее сознательным, нежели спонтанным. Но, даже решив поступать на факультет менеджмента, я и не догадывался о том, что мой выбор окажется настолько удачным.
Менеджмент, как известно, междисциплинарная наука, и будущие менеджеры должны накапливать знания в разных областях, быть готовыми к тому, чтобы оперативно ориентироваться в конкретной ситуации, которая не прописана в учебнике. Лично для меня наиболее полезными оказались такие курсы, как история бизнеса, общая теория менеджмента, различные маркетинговые курсы, курсы по управлению персоналом, математические курсы. Но и в целом, считаю, что образование, которое я получил, было хорошо продумано и сбалансировано. Об этом свидетельствует хотя бы то, что я до сих пор продолжаю обращаться к своим конспектам. В последнее время, работая на новой должности, часто вспоминаю такие менеджерские понятия, как «делегирование полномочий», «мотивация», «контроль», «span of control». Когда я еще начинал работать в качестве специалиста и принимал участие в реорганизации работы склада непроизводственных материалов на заводе «Форд», то старался применить на практике научную организацию труда и концепцию реинжиниринга. Кроме того, прямо из учебника по финансам перенес в свою ежедневную практику формулы управления запасами. Мне всегда очень помогало умение структурировать свою работу, способность анализировать числовую и вербальную информацию в больших объемах, понимание того, что такое лидерство и работа в команде, что такое бизнес-процессы и корпоративная культура. Всему этому я научился на факультете менеджмента.
Среди преподавателей особо хотелось бы отметить Ю.Е. Благова. Он научил меня понимать логику развития бизнеса, умело проводил воспитательную или, лучше сказать, командную работу. Вообще этот преподаватель обладает каким-то даром располагать к себе людей. До сих пор помню, как он обращался к нам: «уважаемые коллеги», «друзья», «дорогие мои». Не могу не вспомнить и других моих учителей. Каждый из них – яркая индивидуальность, каждый внес свою лепту в наше воспитание. В.С. Катькало запомнился как пример образцового управленца, обладающего структурным мышлением и умеющего анализировать, он постоянно удивлял меня широтой своих практических интересов и глубиной знаний о деятельности различных компаний. С.В. Котелкин не давал расслабиться ни на одной из своих лекций и рассказывал много интересного из практики финансов. Н.В. Расков сумел объяснить мне, в чем причина экономической нестабильности России в 90-е годы, что такое рынок и государство, что такое деньги и богатство. И.В. Гладких запомнился своим курсом «Управленческий учет». Лебедев, который вел курс философии, привил нам привычку к самостоятельному мышлению, задавая всего два вопроса: «вы согласны или нет?» и «верно или нет?». Честно говоря, я настолько привык к этим вопросам, что и сам теперь часто задаю их другим людям.
Организацией наших стажировок занимался Центр карьер, но приветствовалась и личная инициатива. На свою первую практику я устроился самостоятельно, но в следующий раз решил воспользоваться возможностью, предоставленной центром. Это и стало началом моей карьеры! 4 месяца я проработал в инженерном отделе компании «Форд». Мне удалось хорошо зарекомендовать себя, и спустя год, закончив магистратуру, я снова пришел на «Форд», теперь уже в отдел закупок. Опыт, приобретенный мной за время стажировки, оказался очень кстати: я уже чувствовал компанию, разбирался в тонкостях рабочих отношений, имел представление о стандартах корпоративной культуры. Благодаря этому я сумел показать, на что я способен, а это было на тот момент важнее всего. Моя работа на «Форде» оказалась плодотворной: электронная база, которую я помогал внедрять в инженерном отделе, работает до сих пор; оборудование завода ежедневно обслуживается по инструкциям, которые я добросовестно вносил в электронную базу; тренинг, который я провел среди персонала завода, научил меня находить общий язык с людьми.
Сейчас я работаю в компании «Хенкель-ЭРА». Решаю задачи обеспечения российских заводов компании непроизводственными материалами и услугами, задачи достижения экономии денежных средств, а также оптимизации процессов. Мною проведено несколько успешных тендеров, компании удалось сдержать рост цен, производство постепенно становится все более экономичным. Благодаря этому больше времени удается уделять ценовой работе. В моих ближайших планах максимально реализовать свои возможности на должности руководителя группы закупок непроизводственных материалов и услуг.
С бывшими однокурсниками общаюсь, к сожалению, крайне редко: все время занимает работа и семья (я женат, у меня растет сын Артем, которому сейчас 3,5 года). Но хочу сказать, что наш выпуск был совершенно особенным: на курсе собрались очень способные и интересные ребята. Для того чтобы не потерять друг друга из виду, мы придумали и разработали свой способ общения через Интернет: это наш собственный сайт, с помощью которого происходит регулярная рассылка писем. Сайт объединил около 60 выпускников нашего курса. Мы продолжаем общаться друг с другом, обмениваться последними новостями, советоваться и делиться полезной информацией.
Я счастлив, что учился на факультете менеджмента. Наверное, я мог бы стать юристом или преподавателем экономики, но не знаю, как бы сложилась моя жизнь в этом случае. Скорее всего, во мне осталось бы какое-то чувство неудовлетворенности: я бы стал часто переходить с одной работы на другую, возможно, попытался бы сменить профессию. Закончив же факультет менеджмента, я могу реализовать себя в наиболее полной мере.