26 июня 2019
Выпускник Илья Дроздов вошёл в число номинантов списка Forbes 30 ДО 30 в категории «Управление». Герои этого рейтинга — те, кто к 30 годам получил признание в профессиональном сообществе и стал известен на всероссийском или глобальном уровне. Илья начал свою карьеру в 2013 году в российском подразделении Uber, где дорос до директора по развитию мобильного приложения для вызова такси по всей стране. Затем он перешёл работать в структуру группы ПИК: внутри девелоперской корпорации он, по сути, запустил стартап — сервис по сопровождению сделок долгосрочной аренды жилья «ПИК Аренда». В интервью Илья рассказывает, с чего начался проект «ПИК Аренда», чему его научила магистратура ВШМ СПбГУ и какими качествами должен обладать менеджер.
Фото: РБК
— Илья, недавно вы вошли в список номинантов рейтинга журнала Forbes «30 до 30». Каково это — быть в числе самых перспективных россиян?
Я считаю формулировку о том, что это «список самых перспективных россиян» не совсем правильной. Список основан в немалой степени на публичности тех или иных достижений номинантов. Не уверен, что самыми перспективными и успешными людьми являются те, о деятельности которых мы что-то знаем и с периодичностью слышим. Многие делают реально значимые вещи, но просто не говорят об этом. Поэтому я не считаю, что отношусь к самым перспективным россиянам. По крайней мере, я не считаю, что лишь этот рейтинг содержит список самых перспективных людей, а те, кто в него не вошел, таковыми не являются.
В целом, если считать, что этот список может быть чуть шире, а представленная часть — определённая отметка, то в какой-то степени возникает ощущение ответственности. Присутствие в этом списке означает, что твоя деятельность имеет значение для людей вокруг. В свою очередь, для проекта, над которым мы сейчас работаем, это значит, что он имеет определенный потенциал. Это накладывает ответственность: хочется сделать все хорошо, правильно, так, чтобы наша работа принесла ценные для общества результаты.
И суть как раз не в списке, а в том, что любую деятельность, за которую ты ответственен, независимо от списков и рейтингов, необходимо делать качественно. Нужно фокусироваться на том продукте или услуге, который ты создаёшь, чтобы люди получали от этого какой-то плюс — удовольствие, пользу, выгоду.
— Проект «ПИК Аренда» был запущен в 2018 году. Расскажите, пожалуйста, как возникла эта идея и что происходит с проектом сейчас?
Идея родилась давно, когда я ещё работал в Uber и жил в Санкт-Петербурге. В какой-то степени она появилась из скрупулёзного брейнсторминга: мы с командой пытались определить существующие рынки, в которых можно было бы реализовать интересный product-placement, так как у нас имелись компетенции в этой области. Хотелось понять, как применить уже полученные знания на новом рынке. Таким образом мы набросали большое количество рынков, обрисовали потенциальные проблемы, которые с ними связаны, а дальше вычеркивали идеи, исходя из сложности решения проблемы и ёмкости рынка, и так пришли к рынку долгосрочной аренды.
Эту идею мы тестировали в Петербурге и, более того, провели несколько сделок. Позже я переехал в Москву, и какое-то время идея трансформировалась. Примерно через год мы познакомились с Группой компаний «ПИК», что удачно совпало с тем, что деятельность Uber в России, мягко говоря, прекратилась. В итоге я и часть моей команды из Uber присоединились к ГК «ПИК», и теперь мы работаем над проектом «Пик Аренда».
Здесь важно отметить: к моменту запуска у нас уже было понимание того, что конкретно мы делаем, были проведены тесты и самое главное — была команда. Проект был чуть больше, чем просто идея, требующая огласки.
— Как устроен Ваш бизнес?
Сам бизнес устроен просто: это платформа, похожая на IT-агентство недвижимости. Однако в нашем случае сильно изменена операционная составляющая, у нас нет агентов, которые бы показывали квартиры клиентам вживую.
Что обычно делают люди, чтобы снять квартиру? Звонят по номеру, который видят в объявлении об аренде, обсуждают какие-то условия, договариваются о встрече и просмотре. Дальше происходит встреча с агентами, которые практически всегда опаздывают, или опаздывает сам арендатор. Спустя некоторое время человек смотрит квартиру ещё раз, подписывает договор и так далее. Мы все эти трудности устраняем: «ПИК-Аренда» обеспечивает функционирование системы, с помощью которой люди могут арендовать жилье без агентов и собственников.
Это выглядит так: везде установлены камеры и замки, после звонка в колл-центр человек попадает в квартиру и осматривает её. Необходимо всего лишь зарегистрироваться на сайте, заполнить все требуемые данные, пройти скоринг (оценку) и заключить договор аренды онлайн, ни с кем лично не встречаясь.
Таким образом меняется операционная составляющая, но концептуально услуга, которую получают клиенты, представляет собой классическое агентство недвижимости с рядом преимуществ в отношении логистики. Кроме того, собственник получает возможность, похожую на доверительное управление, которое обычно стоит порядка 10% от месячной платы. В нашем же проекте эта функция предоставляется бесплатно.
— Давайте поговорим немного о вас в старших классах, чем вы занимались, как проводили время? Почему решили поступать в ВШМ СПбГУ?
До поступления в университет я учился в Санкт-Петербургском Президентском физико-математическом лицее №239. Соответственно, у меня был определенный перекос в мышлении в сторону точных наук: сначала я занимался математикой, позже увлекся физикой. В 11 классе я выиграл Всероссийскую олимпиаду школьников по физике и решил поступить на физический факультет СПбГУ.
После поступления я понял, что, оказывается, та физика, которой я увлекался в школе, представляет собой не совсем то же самое, что и реальная физика. Последняя более детальная, всеобъемлющая и, с моей точки зрения, менее интересная. Я осознал, что мир не ограничивается физикой и, как мне казалось на тот момент, существуют иные интересные сферы. Так, к концу 4 курса я принял решение, что не пойду в магистратуру физфака.
— Почему вы выбрали магистратуру ВШМ СПбГУ?
У меня имелся определённый круг интересов и потребностей, которые я хотел удовлетворить в рамках СПбГУ: я рассматривал возможность поступления на исторический факультет, так как хотел заниматься археологией, думал о факультете международных отношений, об экономическом факультете и, конечно же, о ВШМ. Но в итоге вышло так, что ни на один факультет, кроме ВШМ, я не мог поступить, не имея профильных знаний в той или иной области. Так как я, грубо говоря, ничего, кроме физики, не знал, мой круг альтернатив сильно сузился, и я остановил свой выбор на ВШМ. Я подробно изучил сайт, посетил дни открытых дверей, пообщался с выпускниками и студентами, в результате чего у меня не осталось сомнений в том, что эта Школа стоит потраченного времени и усилий.
Во время обучения моей основной целью было понять, как работает мир за пределами точных технических наук. Поначалу было сложно свыкнуться с тем, что некоторые правила и аргументация работают по-другому, но в целом мир для меня открылся с совершенно новых сторон, за что я безмерно благодарен ВШМ. Школа открыла мне глаза, ответив на вопрос, чем можно заниматься в жизни? Так как во время обучения на физфаке мои представления о сферах деятельности были очень ограниченными.
Это не значит, что, выходя из ВШМ, я имел четкие представления о своем дальнейшем пути или о месте работы. Непонимание того, где же я хочу работать, вылилось в то, что после магистратуры я примерно год помогал отцу с бизнесом и работал над небольшим и не совсем удачным IT-проектом, а позже присоединился к Uber. Не могу сказать, что моя работа в Uber — результат осознанного выбора после окончания ВШМ. Но тот факт, что такая возможность вообще у меня была, и такой выбор в принципе передо мной встал — это результат расширения моих представлений о профессиональных возможностях.
— Как вы считаете, какими качествами в настоящее время должен обладать менеджер, чтобы добиться успеха?
Кто такой менеджер? Это человек, который чем-то и/или кем-то управляет. Поэтому я считаю, что качества очень сильно зависят от индустрии, в которой он работает. Если речь идет об арт-индустрии, то это одни качества, если это менеджер, например, отдела дизайна, то действуют другие правила игры. Но если убрать определённые творческие составляющие и говорить конкретно об управлении как таковом, то, основываясь на своём личном опыте, я могу сказать, что существует три самых важных качества, которые должны быть у каждого менеджера.
Первое — желание и способность продолжать учиться, приобретать новые знания и навыки. Чтобы чем-то или кем-то управлять, необходимо уметь быстро разбираться в ключевых процессах деятельности, тех процессах, которые как раз необходимо наладить. У менеджера безусловно должна быть определённая квалификация, он должен уметь поддержать диалог с любым специалистом в той области, в которой работает. Нельзя быть просто управленцем, лишь раздавая советы и указания — необходимо с головой погружаться в бизнес, что, к сожалению, не у всех получается.
Второе — хорошие технические навыки. На данный момент все процессы упрощаются с точки зрения технологий. Например, у всех менеджеров есть доступ к базам данных, и для того, чтобы получить какую-то базовую аналитическую информацию, ему не нужно отправлять запрос в аналитический отдел и ждать его две недели.
И, наконец, третье — коммуникативные навыки. Я всегда стараюсь напоминать своей команде о том, что задача менеджера — услышать то, что ему говорят, независимо от языка и способа донесения информации. Я не согласен с тем, что именно сотрудник должен уметь донести желаемую идею до менеджера. Если ты менеджер, то твоя работа, твоя обязанность — это услышать, получить информацию. Непонимание — проблема менеджера в первую очередь.
Другой аспект коммуникации с точки зрения менеджера — это донести информацию. Если менеджер требует от окружающих говорить лишь на понятном ему языке, то он избирает неправильную, обреченную на провал стратегию.
Коммуникационные навыки крайне важны, и во многом человеку, исполняющему роль менеджера, нужно осознавать, что работа управленца — это понять и донести информацию, а не раздавать указы и распоряжения.
— Какой совет вы бы дали студентам и абитуриентам ВШМ?
Я считаю, что классическая корпоративная карьера — это довольно тяжёлый, длительный путь, который не отвечает запросам современного поколения. Нынешнее поколение хочет больше проектной деятельности, работая год-два и получая на выходе действительно крутой результат и возможность сделать что-то на совершенно новом уровне, либо же изменить свою сферу деятельности. Никто не хочет в течение 10-15 лет заниматься одним и тем же.
Если говорить конкретно о том, что я хотел бы знать, то я бы сформулировал это следующим образом: существующие тренинги по лидерству и различные методики оценки лидерских способностей, которые культивируются в среде менеджмент-образования, искажают реальную картину, создавая конкуренцию, в которой восхваляются не правильность идей, а способы их донесения. То есть лидерские качества сводятся к тому, как уверенно человек говорит и выступает на публике, что в реальной жизни не является необходимым. В жизни лидерские качества формируются немного иначе. Например, попытки соревноваться в лидерстве со своими однокурсниками ради получения более высокого балла не является в итоге значимым, куда важнее получаемые знания и понимание конкретных особенностей функционирования бизнес-среды, а также готовность взять на себя ответственность за реальные деньги и перспективы коллектива людей.
И, наконец, ни для кого не секрет, что определённый разрыв между академическими знаниями и практическим опытом в контексте обучения есть. Однако, хотелось бы знать заранее, что многие знания и теории в итоге не пригодятся, чтобы определённым образом формировать свои ожидания и правильно относиться к происходящему во время обучения. Сокращайте величину этого разрыва с помощью практического опыта и имеющихся возможностей.
Беседовала Зарина Холдорбекова
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.