26 июля 2019
Прошлым летом выпускница ВШМ СПбГУ Оксана Шипачева проходила летнюю стажировку в отделе занятости граждан с особыми потребностями Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. Вот её рассказ о том, как она попала в Комитет и что успела сделать за практику.
На площадке социальной занятости Детского дома-интерната №1 люди с инвалидностью занимаются работой в оранжерее.
Все началось с моего участия в Петербургском международном молодёжном форуме труда, который традиционно проходит в «Михайловской даче». Я ознакомилась с программой мероприятия и решила посетить панельную сессию, посвящённую трудоустройству людей с инвалидностью. Эта тема была связана с моей курсовой, а потом и дипломной работой — в своём исследовании я изучала аспекты трудоустройства людей с расстройствами аутистического спектра.
Одним из спикеров панельной сессии был начальник отдела занятости граждан с особыми потребностями Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. По окончании панельной сессии я задала ему несколько вопросов, в том числе и о возможности стажировки.
В следующий раз мы встретились в Комитете по труду и занятости в рамках общего приёма граждан, обсудили детали стажировки и то, что я хочу получить по её завершении. Несмотря на готовность отдела принять меня в качестве стажёра, процедура подписания договора и его оформление потребовали дополнительных усилий, потому что до этого Комитет не сотрудничал с СПбГУ по направлению стажировок для студентов. Однако все удалось уладить, и летом я приступила к работе.
Я понимала, что только в Комитете смогу сформировать достоверное представление о государственной политике в области занятости людей с инвалидностью, поэтому целенаправленно шла туда. Сотрудники отдела видели моё желание изучать вопрос трудоустройства людей с инвалидностью, поэтому не обременяли меня бумажной работой. Конечно, сначала я ознакомилась с нормативно-правовыми актами и иными документами, но после занималась преимущественно аналитической работой.
В инклюзивной мастерской "Простые вещи" люди с ментальными особенностями развития делают изделия из текстиля и керамики.
Например, я подготовила обзор международных практик сопровождаемого трудоустройства людей с инвалидностью для обсуждения регламента предоставления услуги сопровождаемого трудоустройства в Санкт-Петербурге и провела анализ каналов сбыта сувенирной продукции, изготовленной людьми с инвалидностью в мастерских. Кроме того, я работала "в поле", в частности, посетила несколько социальных учреждений с представителями Комитета по социальной защите.
Подопечные интерната проходят тестирование HAMET. С его помощью можно определить профессиональные области, в которых люди с инвалидностью могут быть наиболее успешны при трудоустройстве.
Сотрудники отдела очень тепло приняли меня и в процессе работы были готовы ответить на все мои вопросы. Я благодарна за то, что мне доверили выполнение ответственных задач, например, разработку анкеты для участников социальной занятости, которую впоследствии использовали в 10 социальных учреждениях Санкт-Петербурга. В отделе знали, что меня интересует трудоустройство людей с расстройствами аутистического спектра и по возможности давали мне заниматься именно этим.
Так, за время стажировки при моём участии удалось создать раздел на сайте Комитета, посвящённый трудоустройству людей с аутизмом. Также в рамках круглого стола, организованного Комитетом, я выступила с докладом об особенностях такого трудоустройства перед представителями органов исполнительной власти, что в будущем придало мне уверенности в день защиты дипломной работы. Я прошла стажировку продуктивно: помимо основной работы собирала материалы для дипломной работы, знакомилась со специалистами из профильных учреждений и брала у них интервью.
За время стажировки для сайта Комитета по труду был разработан раздел, посвящённый трудоустройству людей с аутизмом. В будущем он будет наполняться новыми материалами.
Наверное, моя стажировка — это история про передачу опыта и приобретение более глубоких знаний. Я не работала со сложными программами, требующими дополнительного обучения, однако смогла эффективно применить то, что уже умею. Для меня главный успех этой стажировки — реализованные идеи, которые направлены на решение актуальной социально-экономической проблемы и тот пусть и небольшой, но всё-таки вклад, который я смогла в него внести.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.