8 мая 2020
Как сохранить свою ресурсность в тревожное время? Разбираемся вместе с Оксаной Анатольевной Пикулёвой, доктором психологических наук, приглашенным преподавателем Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета.
Сегодня мы все попали в блокбастер, который не можем прокрутить вперед и увидеть, чем он закончится. Мы в этом фильме не зрители, а актеры. И полная неопределенность – сегодня это наша данность по сценарию. Что будет дальше, неизвестно и когда всё это закончится, тоже. Это и вводит нас всех в глубокую тревогу, которую нужно преодолеть. Еще тяжелее сегодня руководителям и владельцам бизнеса, поскольку им, помимо личного стресса, приходится нести еще огромную нагрузку ответственности за судьбу бизнеса и своих команд.И это заставляет их мозг работать в режиме бетономешалки тяжелых мыслей 24/7, приправленным крепким адреналино-кортизоловым коктейлем. И вот здесь нужно увидеть приоритет на сегодня — нужно сохранить себя, как физически и ментально крепкую личность в настоящем. Иначе и будущее может не понадобиться.
Сегодня большинству из нас приходится переживать самые разные эмоциональные состояния. И они как качели — от страха к ярости, от гнева к печали, от смеха к слезам...это нормально. Сегодня мы все находимся в состоянии затяжного стресса, хотя можем это даже не осознавать.
Некоторые из наших эмоциональных состояний имеют обыкновение повторяться и усиливаться. Нам, к примеру, кажется, что мы уже свое отбоялись, но вдруг снова ощущаем это фрустрирующее чувство паники и страха. Особенно по ночам все может усилиться. Страхи у нас у всех сегодня активизировались самые разные, но среди них есть бесспорные лидеры – страх смерти, страх заражения и потери близких, страх остаться без денег и без работы, страх потерять дело жизни, страх состариться и стать ненужным, страх стать никем и потерять себя в будущем, страх потерять привычный мир, страх роста преступности и др. Страхи сегодня — это нормальное явление, они периодически возникают у каждого из нас, особенно активизируясь в темное время суток, порой лишая даже сна.
Если вы поймали себя на длительной генерализованной тревожности (являющейся маркером затяжного стресса), очень важно поймать свои страхи по отдельности и назвать их вслух.Зачем? Дело в том, что вербализация страхов снижает нашу тревожность, поскольку:
а) идентифицирует ее источник;
в) назвать свой страх вслух = снизить силу его воздействия на меня.
"Депрессия — это замороженный страх" (З. Фрейд). Если мы о нем говорим, он постепенно тает. Так мы включаем механизм рационализации, выключая действие лимбической (эмоциональной) системы и передавая бразды правления неокортексу (рационально-вербальной системы).
Что делать, если нас внезапно настигла паника? В это момент нам очень пригодится модель " 3Д" — Дыши, Думай, Действуй. Важно разбить эмоциональную волну этими последовательными этапами.
Как это сделать:
1. Сфокусируйтесь на своем дыхании, дышите животом. Замедлите выдох в 2 раза.
Можно добавить счет на 1 — после каждого вдоха (4 с) и выдоха (8 с) произносите вслух "Один" и так каждый раз. Мы этим даём для мозга когнитивную задачу сосредоточиться на счете и неокортекс (разум) побеждает лимбическую систему (эмоции).
2. Маркируйте свои мысли и эмоции.
Просто проговорите про себя (а лучше вслух): «Я чувствую это», «У меня появились вот такие мысли». Тем самым мы дистанцируемся от этих мыслей, чувств, эмоций. Становимся наблюдателями. Нужно быть внимательным к формулировкам, говорить не «я злой», а «я чувствую злость». Или «я переживаю раздражение», «я испытываю панику». Как показывают исследования, начинается успокоение. Начинают восстанавливаться связи префронтальной коры с лимбической системой. МРТ это очень хорошо показывает.
3. «Заземлитесь» — почувствуйте связь со своим телом.
И еще. В ситуациях затяжного стресса рекомендуется хотя бы раз в день лечь на пол и 2-3 минуты полежать с закрытыми глазами.
4. Расслабьте мускулатуру всего тела.
Очень важно в момент паники или острого стресса снять мышечное напряжение, действие которого мы не осознаем. Но для этого сначала нужно как следует напрячься.
Этот метод называется ПМР — прогрессивная мышечная релаксация. Вы можете напрягать мускулы лица, руки, ноги, ягодицы, всего тела — поочередно напрягая их (10 с) и потом максимально расслабляя (20 с). В интернет-источниках легко можно основные 16 приемов техники ПМР.
5. Включите воображение, используя технику позитивной визуализации. Помним, что для нашего мозга реальность и воображение — это одно и то же. Вспомните свое «спокойное место».
У каждого есть то место, где он чувствовал себя в душевной радости: отдых в красивом месте, сад на даче и так далее. Просто представьте себе это место. Надо ярко, мысленно себе представить его и тем самым вызвать приятные чувства. По закону условно-рефлекторных связей и ассоциаций — начнется замещение негативных переживаний.
Когда мы успокоились, сняв приступ панических настроений, нам очень важно подумать о нашем когнитивном и поведенческом поле. Поскольку наши установки впрямую влияют на наше поведение, сегодня нам нужно слегка их подкорректировать. Чтобы в нашей личной «консерватории» было всё хорошо.
Для этого предлагаю сделать два важных шага.
Шаг 1. Включить сейчас тонкое искусство пофигизма и сознательно отказаться от контроля за некоторыми вещами. Другими словами — нужно сейчас "забить" на то, что не поддается нашему контролю. И сразу станет легче дышать.
Итак, что я НЕ МОГУ контролировать?
Важно принять для себя следующее — все вышепеперечисленные позиции не зависят от меня, а значит, я не могу на них влиять. Я не отвечаю за них. И могу это с легкостью отпустить…
Шаг 2. Поскольку мозгу нужно постоянно иметь свою систему контроля над реальностью, сейчас важно сфокусироваться на тех позициях, что я могу контролировать, а следовательно управлять ими. Для этого нужно четко маркировать позиции, которые поддаются нашему контролю в условиях полной неопределенности дальнейшего будущего. Да, я не знаю, что будет дальше, но СЕЙЧАС я могу контролировать эти конкретные действия.
Итак, что Я МОГУ контролировать?
Последняя позиция очень полезная и довольно быстро показывает свою эффективность действия. Креативность в стране усиливается прямо на глазах. «Быстро поднятый печенег половцем не считается!» Изоляция явно идет на пользу нестандартному мышлению. Родилось целое массовое движение "Изоизоляция", устраиваются мини-конкурсы ироничных мемов и хэштегов (уже одна только серия «Утренние коты и Наташа» чего стоит!). В условиях самоизоляции особенно креативными приходится быть мамам. Помимо самих детей, сходящих с ума и бегающих по потолку в четырех стенах, тема дистанционного обучения школьников, а вернее его проблемности, вызывает целую волну народного фольклора.
И приятно видеть, что растет она в сторону самоиронии и юмора. Это важно сейчас, поскольку даже в концлагерях юмор «висельника» помогал узникам выживать. Потому что так, со смехом и самоиронией мы выплескиваем страх, тем самым спасая свой дом от агрессии и разрушения, и совершая ментальный разворот в сторону оптимистического реализма. Который в данной ситуации будет означать не стереотипное «страуса головой в песок или розовые очки на нос» и так раздражающее многих "всё будет хорошо", а то, что появляется внутренняя установка позитивного сценария на свое будущее поведение. Установка " Я смогу. Я справлюсь. У меня/нас получится".
Сегодня этот оптимистический настрой (читай, самоэффективность) нам всем жизненно необходим, чтобы выстоять в этой куче половцев (тьфу, неопределенности). И любое «Не было бы печенега, так половцы помогли» будет в кассу.
Изоляция тяжелее всего дается экстравертам. Рисков для психики больше, т.к. у них изъят источник подпитки энергии — внешние коммуникации face to face. И это времени еще мало прошло, поэтому им особенно стоит подумать о превентивных мерах для себя. Помимо социальной депривации, если мы задумаемся о личных рисках самоизоляции, то поймем, что один из самых серьезных сейчас – это гиподинамия и сенсорная депривация. Запертые в своих квартирах, мы ограничены в движениях и сенсорных впечатлениях. Что означает для организма в результате долгого нахождения в подобном режиме - астенизацию мышечной и нервной системы. А это серьезно.
В этой связи мы сейчас с вами должны учиться у трех категорий людей, прямо буквально — их опыт надо читать и перенимать:
1 группа: КОСМОНАВТЫ. Особенно интересно, как устроен процесс их психологической адаптации в полете. Ведь они там, метафорически — несколько человек, заперты в 5-метровой "хрущевской" кухне на целый год. Вообще никаких сенсорных и физических новых впечатлений, гиподинамия сплошная вдобавок к экстремальной невесомости и куче других стрессов.
И главная личная задача у них — сохранить не только свою психику и физику, но и заботиться об экипаже. У нас тоже у каждого сейчас свой экипаж на борту...
2 группа: условно РОБИНЗОНЫ, люди на необитаемом острове. Опыт выживания Робинзона Крузо — первое, что приходит на ум. Не сравнить изоляцию одиночек и групповую, конечно. Первая намного страшнее и тем более бесценен опыт тех, кому удалось ее пройти без сумасшествия. Читаем и мотаем на ус. Радуемся, если мы сейчас не одни.
3 группа: ЗК, люди, сидевшие в одиночных камерах тюрем долгое время. Это тяжелейший опыт в условиях ограничения свободного пространства и серьезной сенсорной и социальной депривации. В прошлом году на прогулке в крепости Орешек ( Шлиссельбург) меня поразили 2 вещи — ужасная беспросветность одиночных камер-конур (где даже окна под потолком замазаны наглухо, чтобы не было видно неба) и история про революционера Николая Морозова, отсидевшего в такой камере 20 лет подряд. Появляется вопрос "Как?"
Кстати, за всю жизнь свою жизнь он провел в местах заключения 30 лет, 30! Так вот, что самое поразительное — этот человек не только не сошел с ума за эти одиночные 20 лет, но и вылечился сам от туберкулеза (что тогда было совсем невероятным чудом), выучил 11 языков, кучу наук и сохранил ясность ума и бодрость тела. И стал затем известнейшим ученым-академиком.
Так вот, я всё это веду к тому, что сегодня хочу порекомендовать один ресурс из опыта третьей группы, который поможет нам справиться с риском гиподинамии в наших тепличных условиях. Чтобы мы не ослабели к концу культурных каникул ментально и физически, сберегли себя и свой экипаж. Знакомьтесь — книга Чарльза Бронсона "Фитнес в изоляторе". Она повествует о разработанной автором специальной системе физических тренировок в условиях одиночной камеры, т.е., предельно ограниченного физического пространства и сенсорной депривации.
Физические тренировки сейчас нужны, чтобы ЗАТЯЖНОЙ СТРЕСС НАС НЕ УБИЛ. Каким же образом спорт, танцы, бег или активные прогулки с собакой помогают мозгу справиться со стрессом?
Помогают не они, а специфические «лекарственные средства», которые мозг вырабатывает в ответ на физические нагрузки. Это эндоканнабиноиды и белок BDNF. Эндоканнабиноиды – наши внутренние наркотики собственного производства, они снимают напряжение, уменьшают боль в мышцах и душевную боль. А белок BDNF (brain-derived neurotrophic factor) – это нейротропный фактор мозга, стимулирующий формирование и развитие новых нейронов. Он увеличивает численность синапсов, помогает строить нервные цепочки и очень важен для нашей долговременной памяти. Во время стресса уровень этого белка резко снижается.
И хорошая новость в том, что для выработки мозгом нужного количества антидепрессантов, достаточно 30 минут тренировки в день. А что самое приятное в этом сюжете — так это то, что уровень BDNF повышается не медленно и постепенно, а сразу же, резко скачком после первых же нагрузок. И наш гиппокамп, ̶ поврежденный стрессом, тут же прирастает новыми нейронными связями, что сразу улучшает все когнитивные функции мозга. То есть, нам нужно активничать физически хотя бы 30 минут в день и будет нам радость во весь организм.
Сейчас каждому из нас, кем бы ни были, очень важно сохранить себя, сохранить в ресурсном состоянии и способными принимать правильные временные решения. Временные, потому что сейчас они не могут быть другими, т.к. такого опыта прежде ни у кого не было и готовых файлов в наших головах просто нет. Ну, а потом придет время и для сильных решений. Для обдумывания которых, как говорил Виктор Франкл, человеку обязательно нужно свое место «тишины». Вот нам ее и дали.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.