28 мая 2020
Дмитрий Никитин — выпускник программы магистратуры 2011 года и ЕМВА 2016 года. В 2012 году он основал логистическую компанию «A-Motion Logistics Solutions». В 2015 году — создал проект по доставке готовых наборов продуктов с рецептами «Корзина на дом». В 2019 году, благодаря партнерству с компанией «Вкусвилл» по доставке продуктовых наборов в магазины сети, разработал идею B2B-платформы Via.Delivery.
Via.Delivery — это сервис, который позволит сэкономить на доставке. Он соединяет ИТ-системы интернет-магазинов с логистическими системами ритейлеров. Среди партнёров проекта — магазины холдинга Х5, сеть аптек «Алоэ», Вкусвилл, заправки «Опти 24». Всего более 10 000 точек выдачи.
Мы поговорили с Дмитрием и узнали, как появилась идея создания Via.Delivery, как обстоят дела вовремя пандемии, и почему зачем нужен MBA после магистратуры ВШМ.
У Вас большой и успешный опыт работы в логистической сфере. Как Вам пришла идея создания стартапа Via.Delivery? Что стало основным поводом/толчком для работы над этим проектом?
История начиналась намного раньше. С 2009 по 2015 год у меня была логистическая компания, а с 2015-2019 годы мы занимались проектом «Корзина на дом», и в это время начали анализировать гипотезы, связанные с доставкой. В результате анализа мы поняли, что клиентам не хватает точек выдачи заказов. Так как для проекта «Корзина на дом» важно соблюдение температурного режима, — обычные курьерские компании в этом смысле нас не устроили. Мы предложили компании «Вкусвилл», чтобы их магазины стали для нас точками выдачи заказов. Клиенты приходили в магазин, на кассе называли номер заказа и получали товар. А магазин отслеживал, насколько такой поток людей приносит им доход, т. е. совершают ли эти люди у них дополнительные покупки. Эксперимент показал, что дополнительные покупки в магазине в среднем составили 360 рублей, и это был хороший показатель.
Транспортные компании, которые делают доставку интернет-заказов — организационно представляют совокупность складов автомобилей и системы логистики. Та же самая инфраструктура есть и у сетевого ритейла. Для многих из них организация системы доставки товаров — это всего лишь заполнение пустого места в автомобилях и на складах. Следовательно стоимость доставки может быть ниже, чем у логистических компаний. К тому же, получая заказ в магазине, клиент будет делать дополнительные покупки. Мы создали первую версию платформы, которая соединяет интернет-магазины и ритейл-сети, и начали ее продавать. Позже стали финалистами конкурса X5 Retail group, а осенью 2019 года подписали контракт с X5 по сотрудничеству и доставке.
Тогда мы поняли, что наша платформа работает. Собрали команду IT-специалистов и дописали программу для более широкой и стабильной работы.
Было ли у Вас понимание в процессе работы над проектом Via.Delivery, что он станет популярным и востребованным?
Перед запуском мы делали много тестов, анализировали гипотезы. Использовали модель Lean Startup . Концепция такой модели заключается в том, что мы делали небольшой шаг минимальными усилиями, чтобы понять нужен наш проект кому-то или нет. Если действия оказывались востребованными, мы делали следующий шаг. Если это нет, то делали шаг в сторону и смотрели на изменения. И так до тех пор, пока не нашли систему, которая удовлетворила и нас, и клиентов.
В логистической отрасли высокая конкуренция, что отличает Via.Delivery от других компаний?
Мы отличаемся от конкурентов тем, что у нас ниже себестоимость. Некоторое время назад я ушел из транспортной логистики, потому что понял, что конкурировать можно только ценой — все дополнительные сервисы клиенты воспринимали уже как должное. Среди компаний шла ценовая война, когда стоимость услуг опускалась ниже себестоимости. В то время я не видел технологий, которые могут совершить переворот в отрасли, и продал свою компанию.
Когда мы создавали Via.Delivery, мы понимали, что при определенной схеме работы, себестоимость услуг будет значительно ниже, т. к. мы используем уже существующие логистические системы ритейла. И на рынке, где основным показателем является цена, мы получим значительные преимущества — низкую цену услуги за счет низкой себестоимости.
В комментарии одному из СМИ Вы сказали: "Самоизоляция сформирует у людей привычку покупать онлайн...". На сколько сейчас выросла популярность вашего сервиса? И можно ли сказать, что текущий кризис, вызванный пандемией, стал трамплином для развития логистической отрасли?
Говоря о логистике в области e-commerce, да, коронакризис стал точкой роста. Но в классической логистике, — нет, процессы, наоборот, затормозились.
Мне сложно оценить темпы роста до и во время кризиса, так как до апреля мы находились в стадии MVP . В тот момент мы росли, но не до конца видели развитие рынка. В апреле, с момента запуска, мы ежемесячно отмечаем рост рынка, но не могу точно утверждать, что это связано с кризисом. Отмечу, что, конечно, мы оказались в предпочтительной ситуации, т. к. в условиях любой эпидемии продукты, медикаменты и топливо будут оставаться востребованными товарами, и следовательно, продуктовые, аптечные сети, АЗС и их логистика будут функционировать и расти.
Наша цепь поставок совершенно устойчива для сложившейся ситуации. Заказов от интернет-магазинов поступает много. Пока не всех мы можем подключить к платформе, т. к. продолжаем заниматься ее разработкой. Но вообще, коронакризис создал бесспорно хороший трамплин и для интернет продаж и e-commerce в целом. Думаю, что многие попробуют заказывать товары онлайн, поймут, насколько это удобно, и будут делать это и после кризиса.
Ваш стартап получил премию Karpov Venture Awards, а также занял призовое место в Unicorn Battle в Москве, а еще будет участвовать в финале в Сан-Франциско. Дают ли премии и общественное признание прирост бизнеса и увеличение его узнаваемости?
Иногда к победам в конкурсе прилагаются призовые, иногда статус, но для нас это не всегда принципиально. Для многих инвесторов участие в конкурсах играет роль при выборе стартапа для инвестиций. На прошлой неделе мы подписали контракт с одним из лучших акселераторов силиконовой долины. Скорее всего, в этом сыграли роль наши победы в конкурсах.
Вы принимали участие и в других акселераторах — и в Москве, и в Петербурге. Что они дают для начинающего бизнеса?
Участие в акселераторах это не только комьюнити, но и прекрасное дополнение к образованию. Мы получили много знаний, связанных с тестированием гипотез. Одно дело руководить и развивать существующий бизнес, и совсем другое — создать проект с нуля и отладить его работу. Это совершенно разные методики, которым как раз и обучают акселераторы.
Сотрудничество с акселератором в силиконовой долине мы начинаем в августе этого года. До этого мы с Америкой не работали. На данном этапе отмечу, что участие в этом акселераторе дает доступ к невероятным базам данных. В двух кликах можно познакомиться с топ-менеджментом компаний из fortune global 500 . Система позволяет отследить, как часто те или иные компании инвестируют средства в стартапы и т. д.
Ваш некоммерческий проект Via10 был запущен в разгар самоизоляции. Расскажите, нашел ли этот проект отклик среди общественности? Как Вам удалось за короткие сроки выстроить процессы для эффективной работы?
В начале всей этой ситуации, в одном из чатов мы с коллегами обсуждали, что сроки доставки продуктов в традиционных сервисах сильно возросли. В тоже время, многие люди остались без работы. У нас появилась идея: что если люди будут готовы потратить свое время, чтобы сходить магазин и купить что-то для соседей?
Мы обсудили со специалистами, как можно быстро выстроить и запустить систему, нашли способ и создали платформу. За несколько дней до нашего запуска, подобную платформу запустил ОНФ . На данный момент мы преодолели рубеж 1000 заказов. Я рад, что мы хоть чем-то смогли помочь людям сейчас.
Возвращаясь к истокам Вашего профессионального становления. Вы закончили магистратуру в ВШМ в 2011 году. Чем Вы занялись после окончания магистратуры, и чем тогда Вам помогло обучение в ВШМ?
Обучение в магистратуре мне дало отличный международный опыт. Мы общались с большим количеством иностранных студентов. Тогда мне заложили понимание основ бизнеса, взаимодействия с партнерами и коллегами, а также азы маркетинга и финансов. Я приобрел множество контактов, со многими людьми мы общаемся по сей день. Еще во время обучения в ВШМ я на кредитные деньги купил две компании. Одна из них прогорела, — это были товары для йоги. А вторая — транспортная компания — хорошо развивалась, и позже я выкупил вторую долю.
Уже через пять лет Вы продолжили обучение на программе Exectuive MBA в ВШМ. Почему решили продолжить обучение? Почему вновь в ВШМ?
После того, как я полностью возглавил транспортную компанию, было ощущение, что мне недостает знаний. Я понимал, как делать нужно, как не нужно, но не было полного представления с точки зрения управленческих компетенций и последствий. И чтобы закрыть эти пробелы и дополнить знания, я решил пойти в ВШМ на программу Executive MBA.
Какие новые горизонты открылись перед Вами после завершения программы Executive MBA?
В первую очередь я отмечу нетворкинг и те связи, которые я получил. С некоторыми людьми я и сейчас продолжаю дружить, общаться и работать. Например, Евгений Колесников был моим сокурсником, а сейчас мы в одной команде работаем над проектом Via.Delivery. Программа Executive MBA — это не только прекрасная образовательная база знаний на высоком уровне, но и круг людей, с которыми вы вместе учитесь. Именно за этим, в частности, многие на нее и идут.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.