15 июня 2020
Еще недавно профессия менеджера по продукту была совсем не известна в бизнес-мире, но сегодня в большинстве успешных такая должность существует. При этом до сих обязанности сотрудников могут меняться в зависимости от компании, и даже название должности может звучать по-разному: менеджер по продукту (Product Manager, product-менеджера, или PM) и продакт маркетинг менеджер (Product Marketing Manager или PMM).
Мы поговорили с выпускниками Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ), которые работают на позициях менеджера по продукту и продакт маркетинг менеджера, чтобы узнать, зачем нужны такие специалисты и какими навыками они должны обладать.
Какие обязанности входят в круг ответственности менеджера по продукту?
Татьяна Третяк, бакалавриат 2013, Product Manager компании «Booking»:
Главная задача product-менеджера – шаг за шагом улучшать продукт для конечного пользователя.
На ранних этапах создания продукта основной задачей становится поиск product-market fit – точки соприкосновения между тем, что нужно пользователям для решения проблемы, и продуктом, который строит компания. Здесь менеджер продукта проводит исследование рынка и предпочтений пользователей, оценивает перспективность различных сегментов рынка, работает над созданием прототипов будущего продукта, продумывает будущие метрики успешности продукта, и то, как продукт повлияет на существующее продуктовое портфолио компании.
Когда product-market fit найден, появляется продуктовая рутина: отслеживание метрик текущего состояние продукта, проведение регулярных глубинных интервью с пользователями, работа над техническими улучшениями продукта, тестирование нового функционала на наличие ценности для пользователей и построение долгосрочной стратегии развития продукта.
Александр Хазанов, «Менеджмент» бакалавриат 2016, руководитель разработки продуктов для международных клиентов компании «Deloitte Digital»:
Главная обязанность – не быть бесполезным. В идеальном мире продакты не нужны, но мир, конечно же, не такой. Product-менеджер должен уметь поддержать и защитить любую область создания продукта. Список обязанностей менеджера продукта зависит от состояния дел других отделов компании – IT, аналитики, дизайна, финансов, маркетинга, вовлеченности топ-менеджемента или владельца компании в продукт, процессов взаимодействия между ними. Чем сильнее отдел, тем меньше усилий нужно продакту для обеспечения конечного результата в конкретной области.
Какими навыками должен обладать хороший менеджер продукта?
Константин Валиотти, MCF 2017, product-менеджер “Infobip”:
1) Стратегические навыки: выработка общего направления движения, оценка последствий и решений, умение разложить проблему на составляющие.
2) Коммуникативные навыки. Во время учебы это словосочетание звучало для меня как buzz-word, но с течением времени стало очевидно, что правильно выстроенная коммуникация позволяет руководителям и коллегам чувствовать себя счастливыми, а мне испытывать меньше стресса и продвигаться значительно быстрее.
3) Умение справляться с неопределенностью. Работа продакта – это снижение неопределенности для других людей. PM должен во всем этом разобраться и найти ответы, как на стратегическом уровне, ответив на вопросы что и зачем, так и тактическом, обозначив сферу действий для других участников коллектива.
4) Аналитика и исследования: постановка гипотез, работа с количественными данными по продукту, навык проведения различных типов интервью, умение синтезировать информацию на основе этих данных.
5) Любознательность, скорее не навык, а качество, но не менее важное. Необязательно быть “технарем”, но важно быть достаточно любознательным, чтобы постепенно погружаться в разговоры технических команд.
6) Эмпатия: вам будет тяжело, если вы не сможете примерить на себя жизнь вашего пользователя. Во-первых, нужно научиться слушать, легко справляться с молчанием и помогать человеку чувствовать себя комфортно. Во-вторых, нужно уметь помещать себя в тот контекст, в котором находится ваш клиент.
Чем product-менеджер отличается от Product Marketing Manager?
Данил Попов, Senior Product MM «Нетология групп», Master in International Business 2013:
«Поскольку эти профессии относительно новые, роль и задачи продакта и продакт маркетинг менеджера могут отличаться в разных компания, в зависимости от внутренних задач, от этапа жизненного цикла продукта (создание, активный рост, зрелость). Кроме того, часто их вообще объединяют в одну функцию, или подменяют одно наименование другим. Тем не менее, если коротко: PM отвечает за развитие продукта, а PMM — за позиционирование и донесение ценности до целевой аудитории.
Менеджер продукта:
Менеджер по продуктовому маркетингу:
Когда компании нужен product marketing manager?
Александра Матвеева, MiM 2019, Product Marketing Manager VK
PMM нужен тогда, когда в компании есть несколько продуктов, и появляется необходимость в маркетологах, которые будут закреплены каждый за своим продуктом. Поскольку у разных продуктов в рамках одной компании зачастую совершенно разная аудитория, ценовой сегмент, коммуникация с пользователями и специфика, разделение маркетинга по продуктам позволяет достигать лучших результатов, т.к. PMMы более погружены в конкретное направление и сосредоточены на нем.
Как набрать навыков и опыта, чтобы устроиться product-менеджеров в компанию мечты?
Константин Валиотти, MCF 2017, product-менеджер “Infobip”
Я бы вопрос разделил на две составляющие:
1) Как сделать так, чтобы вас рассмотрели на позицию продакта?
2) Что мне поможет стать успешным продактом?
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.