3 марта 2022
Римма Валеева окончила СПбГУ по направлению «Психология» и спустя год поступила на программу «Менеджмент» в магистратуру ВШМ СПбГУ. В интервью Римма рассказала о причинах смены специальности, о том, как навыки психолога пригодились ей в учебе на Master in Management, а также поделилась впечатлениями от поступления и учебы в СПбГУ.
Почему вы решили после окончания школы выбрать именно СПбГУ?
Еще в девятом классе я поставила себе цель: хочу учиться психологии в Санкт-Петербургском государственном университете. Выбор пал на это направление легко: у меня сильная биология, мне нравятся люди, я хочу их понимать. Конечно, я обращала внимание на баллы и вступительные экзамены, но благодаря хорошей подготовке проблем не возникло. Поступление было самым простым испытанием в моей жизни.
Какие главные навыки вы получили во время обучения психологии?
Самое главное — я поняла, что такое навык и как его освоить. Факультет психологии дает очень сильную гуманитарную подготовку и представление о том, как строится наука. Например, что такое эксперимент и научный метод: все это кросс-дисциплинарные знания, которые нужны везде, даже в маркетинге. На третьем курсе я решила связать свою жизнь с организационной психологией: мотивацией сотрудников и развитием персонала. Мне стало интересно, что из себя представляет компания с точки зрения человеческих ресурсов. Кафедра эргономики и инженерной психологии одна из сильнейших на факультете, и сейчас у меня есть отличная база для учебы в магистратуре.
Затем вы поступили в ВШМ СПбГУ на программу Master in Management. С чем связано решение кардинально изменить образовательный трек?
Стараюсь в жизни принимать решения осознанно, ставить цели и идти к ним. Как только я выбрала организационную психологию, мне стал понятен дальнейший образовательный трек. Мой взгляд буквально уперся в ВШМ СПбГУ! Я решила пойти в менеджмент, потому что чувствовала в себе сильные задатки управленца. Это проявлялось во время деловых игр на парах; в том, что я стала старостой, и так далее. В том числе и преподаватели советовали обратить внимание на менеджмент. Кроме того, меня заинтересовал феномен команды как явления. Дипломную работу посвятила командным процессам: как свойства личности влияют на эффективность команды. Я чувствовала, что обязательно должна связать свою работу с этой темой, но на тот момент сильно не хватало опыта и некоторых навыков. Теории было много, а практики мало.
Скажите, какие области знаний вам пришлось расширять для последующего поступления в ВШМ СПбГУ?
Конечно, мало кто из «непсихологов» представляет себе психологию больше, чем разговор в кабинете. Психология как наука особенна тем, что буквально является отражением статистических формул в реальной жизни. Обучение психологии в СПбГУ отличается очень сильным уклоном в науку. Кроме того, дается серьезная методологическая подготовка, математика сопровождает студентов на каждом шагу. В своем первом курсовом исследовании я изучала эффективность инструментов медиамаркетинга — того, как распределяется внимание потребителя в новой цифровой среде. Без математики обойтись было бы невозможно. Конечно, имеющихся знаний все равно недоставало. У меня есть слабая сторона — я не могу готовиться одна, поэтому нашла для себя группу. На протяжении четырех месяцев два раза в неделю мы решали задачки. Лично мне помогала социальная мотивация: быть в потоке, не опаздывать за группой, конкурировать за лучшие баллы. В результате GMAT я сдала довольно хорошо и ошибочно полагала, что я готова к магистратуре.
Английским тоже понадобилось заниматься дополнительно?
Английский — это самое легкое. Обучение на английском стало одним из решающих факторов при выборе ВШМ СПбГУ. Это мой сильный ресурс. Кроме того, я хорошо знаю французский. Интенсивный разговорный опыт я приобрела в общежитии СПбГУ — в клубе, где студенты встречаются, чтобы общаться на английском. Очень важно, чтобы в процессе подготовки к экзамену GMAT новые слова откладывались в памяти именно на английском, а не на русском. Если при подготовке вам приходится переводить задачки, то вы идете в неправильном направлении.
Для вас важно было остаться обучаться в СПбГУ?
Я была рада узнать, что одна из лучших бизнес-школ Восточной Европы находится в моем Университете. Большая удача обнаружить новые возможности для себя в системе, которую ты уже изучил и где знаешь, как плавать. Я болею душой за Санкт-Петербургский университет в такие сложные для всей системы образования времена и хочу продолжать участвовать в его жизни, будучи студенткой ВШМ СПбГУ.
Вы поступали в ВШМ СПбГУ спустя год после получения диплома психолога. Почему не сразу и с чем связано такое решение?
В магистратуру нужно идти хотя бы с минимальным практическим опытом. Я же оставалась ребенком, не знала жизни и очень завидовала ребятам, у которых получилось на бакалавриате поработать. Совмещение работы и учебы — не для меня, мне нужен фокус и приоритеты. Я отвела себе год на работу и на подготовку к поступлению в ВШМ СПбГУ, и это было лучшим решением в моей жизни. На работе я получила квинтэссенцию практики и теории: думала, оно вот так работает, а на самом деле все по-другому. Мне пришлось быстро адаптироваться, страдать, превозмогать себя и разрушать иллюзии — раз я знаю, значит, все умею. Всему пришлось учиться заново, но этот опыт накладывался на теорию и учебные практические навыки. Где же та школа, которая даст наиболее приближенные к работе знания? Мне кажется, в ВШМ СПбГУ я нашла именно такое практико-ориентированное обучение.
В какой сфере вы работали?
Мы с друзьями открыли собственный бизнес в области медиа — пришлось делать все собственноручно, мотивировать себя и друг друга. Зато сразу получили результат в материальном плане.
Мы застали сложное время на рынке труда: в начале пандемии сохранить работу было непросто, не то что найти хорошее место. Довольно сложно трудоустроиться, имея только диплом психолога. Поиск применения своим знаниям — это настоящее испытание, как «голодные игры». Если хочешь быструю карьеру, то, скорее всего, разочаруешься в современном рынке: возможности не соответствуют ожиданиям и демотивируют изучать психологию дальше.
Все эти проблемы я наблюдаю у своих сокурсников, многие сейчас меняют профиль. Когда ты обнаруживаешь себя не «в потоке», то быстро взрослеешь и начинаешь что-то изобретать сам. Я думаю, тот, кто попробует открыть свое дело, не пожалеет.
Расскажите, пожалуйста, о впечатлениях, которые остались от обучения в первом семестре магистратуры.
Учеба, как я и ожидала, оказалась самой сложной в моей жизни. В середине семестра пришлось пересмотреть свою стратегию обучения: не накручивать себя на стопроцентную успеваемость и вычленить из всего потока информации действительно важные вещи. Когда ты только поступил, мотивация бежит впереди твоих возможностей, есть риск не рассчитать силы и перегореть. Особенно это опасно в середине обучения, когда начинаются какие-то контрольные точки, которые если пропустишь, то будет не догнать. Мы быстро бежим, и добирать знания потом времени не найдется: либо сейчас изучишь, либо никогда.
Хватало времени и сил на участие во внеучебных мероприятиях?
Я участвовала в мероприятиях GSOM Family и CEMS Club, подала документы на совместный диплом CEMS и прошла по конкурсу на обучение по обмену в Париже. Мы с однокурсниками также успели поучаствовать в BCG Idea Challenge. Наша команда объединила психолога, экономиста, технаря и международника. Сделать что-то вместе было вдохновляющим опытом! Интересных событий много, если желание есть, то успеешь всё.
Удалось ли применить знания психолога на программе MiM?
Каково оказалось мое удивление, когда во время работы над проектом по управлению человеческими ресурсами заказчик попросил использовать модель custom development, которую я изучала на втором курсе психологии. Выстраивая модель потребностей работодателя и составляя опросник, я получала настоящее удовольствие, совмещая маркетинг и знания в области HR, и обернула все это в законченный кейс. Я была лидером команды: выстраивала стратегию проекта и буквально жонглировала мотивацией и навыками однокурсников. В команду входили студенты из Африки, Испании и россияне — совмещать эти совершенно разные склады ума для меня оказалось большим испытанием. Кому-то нужна авторитарная позиция лидера, а кому-то большая свобода. Пришлось вспомнить всё, чему меня учили о влиянии разницы в менталитетах на стиль руководства.
Скажите, есть ли у вас карьерные планы на будущее?
У меня много планов, стараюсь не падать в пустоту. Я думаю, что пойду в разработку продукта с командой: хочется поскорее начать применять менеджерскую компетенцию и английский язык. Хочется съездить на обмен и на CEMS. Я выбрала для двух разных обменов две разные страны — Францию и Китай (Гонконг). Надеюсь устранить свой мультикультурный баг, чтобы потом работать в международной компании как полноценный менеджер, у которого не опускаются руки при виде разных людей. Я за различие мнений и свободу полета фантазии, что важно для инновационной деятельности в любом бизнесе. В своей карьере собираюсь и дальше продвигать эти ценности. Ценности ВШМ СПбГУ и Университета совпадают с моими. Думаю, у меня получится собрать рядом людей из GSOM Family, чтобы идти дальше вместе, потому что мы классные. ВШМ СПбГУ имеет свою особую атмосферу и культуру. Если мне удастся еще что-то вложить в качестве благодарности в эту школу, то я, конечно, это сделаю.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.