14 июня 2023
Свыше 80% процентов выпускников МВА довольны своим карьерным ростом. Из них 47% оценивают свой рост как отличный, 30% как хороший (по данным мbа.su). Иногда повышение или переход на более высокую позицию в другую компанию происходит еще во время обучения. Вячеслав Инзарцев, выпускник совместной программы ВШМ СПБГУ и SKILLBOX «MBA — Лидеры изменений», рассказывает о том, как полученные знания помогли ему стать продакт-менеджером с перспективой роста до директора продукта.
Расскажите, пожалуйста, как вы выбирали программу для обучения, и какие были ожидания?
Я довольно давно обдумывал идею получить диплом МВА. Как у руководителя, у меня достаточно управленческого опыта, я справлялся, но не хватало какого-то формального управленческого образования, я — программист. В программе «MBA — Лидеры изменений» меня привлекло две вещи: обучение ведется на базе солидной организации — ВШМ СПбГУ, и есть онлайн-формат — я не смог бы учиться очно. Эти два фактора были основными.
Результат превзошел ожидания. В начале обучения я был руководителем проектов в IT-компании, а сейчас я занимаюсь развитием собственного цифрового продукта (мини-сео) для компании — лидера металлургической отрасли. Если бы мне мою новую должность предложили до обучения, я бы, наверное, отказался.
Чем ваша новая работа отличается от прошлой, когда вы руководили проектами?
Проект — это участок работы с понятным началом и концом: руководителю нужно организовать определенный объем работ за определенное время. А если мы говорим про продукт, то он живет, пока у него есть ценность, есть начало, но нет конца. Если мы делаем продукт, то заботимся не о том, чтобы он соответствовал критериям заказчика, а о том, чтобы приносил пользу конечному пользователю. О продукте надо думать, как о небольшом бизнесе, то есть и про его экономику, и про управление командой; его нужно планировать как тактически, так и стратегически. Управление продуктом — сложный процесс, но после того, как столько знаний было получено, был сделан инновационный проект, и мы защитили консалтинговый, стало очевидно, что все получится.
Какие впечатления от обучения?
К концу первого модуля я всерьез подумывал бросить. Мне казалось сложным встроить занятия в график — обучение серьезное, и занимало достаточно много времени. Плюс, изучая базовые предметы, мне было непросто сохранять мотивацию. Но когда начался «инновационный проект» — командный проект, который длился 5 месяцев, я понял, что это то, что нужно.
Расскажите подробнее про «инновационный проект»…
Инновационный проект от дипломного отличается тем, что можно самим выбрать тему. Мы — это команда из 4-х человек, сначала провели серию интервью, чтобы понять, что нужно рынку, и увидели, что компаниям трудно организовать работу фрилансеров. Найти фрилансера — не проблема, сложно объединить их в продуктовые команды или подключить к действующим, в общем — управлять.
Поэтому мы начинали делать платформу для команд фрилансеров и даже сейчас, после выпуска, продолжаем работу над этим проектом и готовим набор материалов для инвесторов. Поскольку это был учебный продукт, там есть еще что уточнить, дооформить, доисследовать, но идея хорошая, и хотелось бы ее воплотить. Преподаватели, конечно, нам все время очень помогали, и мы остаемся на связи.
Какие курсы запомнились, и что пригодилось в работе?
Пригодилось все, что мы изучали в рамках инновационного проекта: эмпатические интервью, как думать про пользовательский путь, и все бизнес-кейсы — пошаговая инструкция: бери и делай. Для меня был очень полезен предмет по презентациям, где рассказывалось, как надо готовить документы и показывать проект инвесторам. Самыми интересными курсами были «Публичные выступления» и «Переговоры». Очень понравилось курс экономиста Василия Дерманова, это мой любимый преподаватель. Финанализ — это новый для меня мир, я рад, что открыл его, хотя сначала было тяжело. «Управление командой» — тоже очень крутой практический курс.
Удавалось ли сразу начать применять знания на практике?
Это работает так: ты проходишь курс, не понимая, что это и зачем, но где-то через полгода семечко прорастает, и начинаешь применять полученные знания. Эффект отложенный, но он точно есть. Могу привести в примеру курс «Навыки решения сложных управленческих задач» — там давались интересные, но довольно объемные методики. Сначала это все показалось чем-то лишним. Но месяца через три-четыре я, думая на очередной рабочей задачей, решил попробовать их применить и в процессе понял, что проблема решается совсем иначе. Если использовать правильные инструменты и подход, то качество решений меняется кардинально. И примеров таких можно привести много.
Расскажите подробнее о выпускном проекте
Работа в коллективе на равных — отдельный интересный опыт. Обычно в профессиональной деятельности ты находишься в двух положения: либо ты подчиненный и просто делаешь то, что тебе говорят, или ты начальник и те, с кем ты работаешь, делают то, что говоришь ты. А когда ты создаешь что-то вместе с людьми, которые находятся с тобой на одном уровне, надо учиться договариваться. Мне кажется, со мной даже стало приятнее общаться.
Мы разрабатывали стратегию управления цифровыми продуктами для крупной торговой сети, предметная область очень пересекалась с тем, что я сам делаю, и решая проблемы заказчика, я решал свои. Заказчик в итоге остался доволен, а наш консалтинговый проект стал не просто академическим, в стол — все, что мы сделали, пригодится.
В чем заключается главный результат обучения?
Главный результат в том, что я сам очень изменился за эти полтора года. Как бы пафосно ни звучало, я вышел на стратегический уровень мышления: действительно начал по-другому смотреть на то, что происходит вокруг. Мне стало понятно, что мир вокруг больше, и я могу больше, чем казалось раньше. Из полученных знаний пригодилось все, особенно дипломный проект.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.