26 марта 2024
Исследователи Высшей школы менеджмента СПбГУ изучили связь баланса между инновационными стратегиями «поиска нового» и «использования существующего» с результатами малых и средних фирм в условиях технологической неопределенности.
О подробностях исследования рассказала Карина Богатырева, директор Центра предпринимательства, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ.
«Кризис – время возможностей, в том числе и для инноваций. В литературе по предпринимательству отмечается, что оптимальным подходом к ведению инновационной деятельности в компании является поддержание баланса между радикальными инновациями (инвестициями в создание новых продуктов, постоянный поиск новых возможностей) и постепенными улучшениями (удовлетворенности уже имеющихся клиентов за счет небольших изменений в продукте, пошаговым повышением эффективности процессов).
Успешное сочетание указанных практик в фирме называют «организационной амбидекстрией», проводя аналогию с людьми-амбидекстрами — теми, кто одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой. Но поддерживать такой баланс дорого и непросто. И не всегда нужно.
Исследование, проведенное в ВШМ СПбГУ при поддержке Российского научного фонда (проект № 21-78-10024, https://rscf.ru/project/21-78-10024/), основывалось на данных по 333 фирмам малого и среднего бизнеса из разных отраслей и регионов России. Данные были собраны в 2020-2021 гг. в период продолжающейся пандемии COVID-19, когда экономические последствия введенных ограничительных мер уже проявились в полной мере.
Результаты исследования показали, что, при прочих равных, организационная амбидекстрия действительно повышает финансовые результаты фирм малого и среднего бизнеса. Кроме того, она делает их более стабильными и предсказуемыми.
Однако в условиях высокого уровня технологической неопределенности, инвестиции в поддержание баланса между двумя типами инноваций, наоборот, ведут к большей непредсказуемости финансовых результатах деятельности фирмы.
Прежде чем инвестировать в развитие организационной амбидекстрии, менеджерам малых и средних предприятий необходимо четко выстроить приоритеты развития. Такие фирмы часто подвержены так называемой «уязвимости малого размера» — ограниченности в доступе к ресурсам по сравнению с их более крупными конкурентами. В относительно понятных, хоть и непростых, условиях внешней среды, выделение ресурсов на развитие амбидекстрии оправдано в случае, если менеджеры/владельцы заинтересованы в обеспечении более предсказуемых финансовых результатов.
Одновременно с этим, в случае серьезных изменений в технологическом поле вокруг соответствующих продуктов или услуг фирмы, инвестиции в амбидекстрию ведут к увеличению вероятности как провала, так и аномально высоких результатов.
Таким образом, если компания малого или среднего размера принимает решение развивать амбидекстрию в условиях неопределенности в надежде добиться больших успехов, одновременно с этим необходимо разрабатывать стратегии снижения рисков на каждом этапе внедрения соответствующих практик».
Исследование опубликовано в журнале Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.