6 сентября 2024
Профессиональная «сова», которая подружила IT и психологию. Коллекционер итальянских деревушек и один из самых цитируемых исследователей в теории интеллектуальных систем. Все это — Татьяна Гаврилова, профессор кафедры информационных технологий в менеджменте ВШМ СПбГУ.
Татьяна Альбертовна, как Вы стали преподавателем? Почему выбрали именно информационные технологии?
IT — это было естественно. Я училась на специальности ЭВМ в ЛИИЖТе (сейчас ПГУПС – прим.) только потому, что еще не знала, где хочу работать — но понимала, что информационные технологии будут востребованы везде!
При выборе вуза меня манили «три Ф»: философия, филология и физика. Для девочки с золотой медалью это было возможно, но папа убедил меня в перспективности ЭВМ, и я не жалею.
Потом я попробовала физику, работала в Физтехе, но поняла, что так много математики я не потяну. Увлеклась философией на сдаче кандидатского минимума, и даже хотела менять направление исследований – но мудрые философы меня отговорили.
Тем не менее, гуманитарные науки меня манили, и обе мои диссертации на стыке когнитивной психологии и IT.
Я всегда хотела быть исследователем, создавать новое — что может быть интереснее? Делиться знаниями тоже было естественно, мне всегда нравилась работа преподавателя. И папа у меня работал в вузе, и дедушка преподавал. Каждая лекция — это challenge, вызов. Надо завоевать аудиторию, особенно привлекает взрослая аудитория — руководители предприятий.
Плюс иллюзия свободы, ведь для меня работа с 9 до 5 – это из разряда подвигов. Я профессиональная «сова».
Как бы вы описали суть ИИ и инженерии знаний за 1 минуту любому человеку?
Легко! Как известно, термин «искусственный интеллект, ИИ» (artificial intelligence, AI) появился в 1956 г. для обозначения науки решения на компьютере логических задач. Кстати, intelligence переводится как «способность рассуждать разумно», а вовсе не «интеллект», таким образом, ИИ не претендует на такой сложный феномен как человеческий интеллект.
При этом параллельно живут два мира ИИ, ведь очень скоро в этой области появилось два независимых направления: нейрокибернетика (индуктивный подход на основе данных) и «символьный искусственный интеллект» (дедуктивный подход на основе обработки знаний).
Сейчас оглушительный успех имеет первое направление на основе искусственных нейронных сетей. Хочу подчеркнуть, что эта модель не имеет практически никакого отношения к человеческим нейронам. Это математический и технологический монстр создает иллюзию интеллекта, при этом блестяще решая множество задач.
А я занимаюсь вторым подходом, инженерией знаний: извлечением, структурированием и обработкой конкретных, явных и неявных человеческих знаний, в разных областях наук и жизни. Эти знания можно моделировать в машине, это называется графы знаний. За каждым поисковиком сейчас лежит граф знаний с миллионами узлов. Именно поэтому поиск стал таким успешным.
Что вас мотивирует как педагога и исследователя?
Моя область такая интересная, что никакой внешней мотивации мне не нужно.
Но в науке главное — это люди. Мы работаем в cвоем community, именно эти люди читают мои статьи, спорят со мной на конференциях, цитируют мои работы. Конечно, это мотивирует.
Признаюсь, когда мне становится грустно, или я переработаю и думаю: «зачем эта гонка?», я открываю eLIBRARY или Google Sсholar и смотрю, как выросло число цитирований. В среднем в день меня цитируют 1-2 человека, то есть 30-50 в месяц. И это приятно — значит, не зря такой темп и гонка.
У нас с Владимиром Хорошевским в 2000 вышел учебник «Базы знаний интеллектуальных систем». Сейчас у него более 4000 цитирований в Sсholar, и я знаю, что по этому изданию работают во многих вузах. Удивительно, но eLIBRARY дает другую цифру — 2600. Видимо, разные алгоритмы.
В преподавании мотивацию создают студенты. Ключевой фигурой является УМНЫЙ студент. Именно для него читается лекция. Слава Богу, в наше аудитории часто их бывает даже 2-3 человека.
Что вы можете сказать о своих студентах? Меняются ли они от года к году?
Студенты, конечно, меняются. Жизнь-то меняется. Но в целом, я ими довольна. С ними не соскучишься, и всегда можно договориться о правилах игры. Ведь учеба — это такая игра.
Как вы восстанавливаетесь? Чем занимаетесь в свободное от работы время?
Мне повезло, ведь мое увлечение — это панацея от всего. В свободное время я готовлюсь к очередной поездке в Италию.
В первый раз я была там в 1993 году и… пропала. В Италии сплелись все мои интересы: природа, архитектура, скульптура, живопись, прекрасная кухня, благородные вина. Итальянское морское побережье — это ожерелье из жемчужин.
Я люблю провинцию, юг и север – Доломиты. Коллекционирую маленькие старые деревни и города, за 53 поездки их накопилось уже 236. Визиты проездом не считаются, только slow life c кофе на главной площади перед собором. У меня есть любимые гиды с машиной, которые везут меня по моим маршрутам. Вот этим летом я, наконец, посетила Каррару и её мраморные карьеры. Поездка в горы была немного страшной. Мы на машине ехали по рабочим туннелям…
Сейчас, конечно, труднее стало выбираться, но это возможно.
Расскажите подробнее о своем увлечении
Вообще, иногда жизнь дарит подарки. Так, подарком для меня стали горные лыжи, на которые я встала в 47 лет! Меня на них поставил мой аспирант. Катаюсь я плохо, но удовольствие это сумасшедшее. А красота вокруг какая! Теперь на горе меня страхуют внуки, которые гоняют лихо.
Несколько интересных фактов о вас
Я люблю концерты классической музыки и балет. Не так давно и оперу вдруг полюбила. Мой любимый хореограф — Борис Эйфман, он гений.
Горжусь, что сумела внукам передать любовь к опере, водила их в Мариинку с 4 лет. И вот старший внук в свои 18 лет сам с другом купил билеты на оперу, а младший всегда отказывается уйти с антракта, когда спектакль затягивается. Кстати, для меня уйти — легко, я дилетант в музыке, но это не мешает сходить с ума от ярких моментов.
Рада, что родители привили чувство литературы, стиля. Я росла среди книг. Увы, сейчас мало времени на новинки, но радость, которую подарили Пруст, Гессе, Томас Манн, Бродский, никто не отнимет.
И последнее, с возрастом я остро полюбила Питер. Раньше это было как-то не так. Возможно, тут помогла Италия, а может то, что не так давно нашла могилу прадеда, умершего в блокаду в 1942 году — и это гены. Но этот город вдохновляет и дает мне силы своей графичной стройной красотой.
Я счастлива, что работаю в учебном кампусе ВШМ СПбГУ на Васильевском острове и домой еду через центр. Не всем так везет!
ФОТОГАЛЕРЕЯ
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.