3 июня 2025
Александр Тарабанов, студент 4 курса бакалавриата программы «Международный Менеджмент» ВШМ СПбГУ, провёл третий курс обучения в Латинской Америке. Первый семестр он учился в Мехико (Мексика) по линии обмена ВШМ СПбГУ, второй — в Буэнос-Айресе (Аргентина) по программе академической мобильности СПбГУ. За год Александр также успел побывать ещё в 11 странах региона, включая такие колоритные и самобытные страны, как Боливия, Чили и Эквадор. А летом он прошёл курс по Переговорам и Методам Разрешения Конфликтов в Организациях в летней школе Гарвардского университета. В интервью для блога Бизнес-школы он рассказал, как путешествия, обучение и личные встречи помогли ему иначе взглянуть на карьеру, культуру и управление — и почему год в Латинской Америке стал для него настоящим поворотным моментом в жизни.
Александр, здравствуй! Расскажи, почему ты выбрал для обмена именно Латинскую Америку?
Хороший вопрос. В конце второго курса я выбирал между двумя направлениями — Азией и Латинской Америкой. Среди наиболее подходящих вариантов были Сингапур и Мексика. Сингапур предлагал образование международного уровня и был интересен как центр инноваций. Но мне хотелось продолжить изучение испанского языка, начатое ещё в первом семестре на программе «Международный Менеджмент». Кроме того, мне было важно проверить себя — понять, каково это: жить так далеко от дома, за десять тысяч километров, с разницей во времени в шесть — восемь часов. И, конечно, мне хотелось увидеть Латинскую Америку своими глазами — чтобы либо подтвердить, либо развеять стереотипы, которые часто сопровождают представления россиян об этом регионе.
Получилось? Год в Латинской Америке изменил твой взгляд на регион?
Безусловно. Раньше у меня, как и у многих, было довольно стереотипное представление: Латинская Америка ассоциировалась прежде всего с мексиканской кухней — начос (которые, кстати, в самой Мексике называют тотопос), гуакамоле, тако. Кроме того, в голове всплывали образы из фильмов: картели, высокий уровень преступности, коррупция. А ещё — общее ощущение чего-то далёкого, хаотичного и нестабильного.
Но уже спустя полгода жизни в Мексике я понял, что всё гораздо глубже и многослойнее. Это совершенно другой мир — с уникальным менталитетом, яркими людьми и богатой культурой.
Кстати, именно этот опыт помог мне сформировать мотивационное письмо для участия в конкурсе на стипендию Erasmus Mundus Joint Masters. В январе я подал заявку, а весной получил подтверждение, что вошёл в число 20 стипендиатов из более чем 1000 претендентов со всего мира. Грант покрывает обучение на сумму 40 000 фунтов стерлингов, ежемесячные выплаты в размере 1400 евро, а также медицинскую страховку.
Здорово! Что это за программа и каким будет твой образовательный маршрут?
Программа называется GLOCAL — Global Markets, Local Creativities. Она предлагает 9 различных образовательных треков с комбинацией трёх университетов из 7 стран консорциума, включая Великобританию, Испанию, Колумбию, Японию, Швецию, Германию и Нидерланды. Мне удалось попасть на один из самых конкурентных треков — Глазго, Барселона и Богота — по направлению Sustainable Business Development.
Первый семестр я проведу в Университете Глазго (Школа социальных и политических наук, Великобритания), второй — в Университете Барселоны (Факультет экономики и бизнеса, Испания), третий — в Университете Лос Андес в Боготе (Школа менеджмента, Колумбия).
По итогам обучения я получу два диплома: совместный диплом магистра от университетов Глазго и Барселоны по программе Global Markets, Local Creativities, а также степень магистра стратегического менеджмента от Университета Лос Андес. Выпускную работу я буду писать и защищать в Боготе.
Тема твоей бакалаврской выпускной квалификационной работы связана с Латинской Америкой, верно?
Да. После года в регионе, посещения 12 стран Латинской Америки и США, я понял, насколько недооценён потенциал Латинской Америки как направления для российского бизнеса. В российской повестке на данный момент разговоры о международной экспансии чаще всего сводятся к Азии — и особенно к Китаю, тогда как Латинская Америка остаётся на периферии внимания. При этом регион стремительно развивается в цифровом плане, и спрос на ИТ-решения, включая кибербезопасность, там стабильно растёт. В своей работе я исследую возможности выхода российской IT-компании на рынок Латинской Америки — на примере сектора кибербезопасности. Особенно в условиях нынешней геополитической и экономической турбулентности важно искать новые векторы партнёрства на международных рынках.
А как этот год изменил тебя самого? Какие навыки ты прокачал, изменились ли твои карьерные планы?
Этот опыт стал для меня переломным. Я побывал в 13 странах, завел друзей из самых разных уголков мира и по-настоящему погрузился в регион. Теперь Латинская Америка — мой любимый регион среди всех развивающихся рынков: яркий, сложный, живой.
Сильно выросла моя культурная гибкость. Теперь мне намного проще выстраивать коммуникацию в среде с непрямыми формами общения, улавливать контексты, читать между строк.
Что касается карьерных планов, я убедился, что мне ближе софт-аспекты менеджмента. Продажи, бизнес-девелопмент — это то, где раскрываются мои сильные стороны: коммуникация, умение слушать, договариваться, строить отношения. Сейчас я с энтузиазмом смотрю на перспективу работы в международной среде, особенно с командами из Латинской Америки.
Давай вернемся к опыту обмена, в каких бизнес-школах ты учился в Мексике и Аргентине? И чем, на твой взгляд, отличается жизнь и учёба в этих странах?
В Мексике я учился в ITAM (Instituto Tecnológico Autónomo de México), а в Аргентине — в Universidad Austral. Оба университета частные, и, кстати, в Латинской Америке очень развито именно частное образование — все престижные вузы там, как правило, частные.
ITAM славится одной из лучших программ по экономике в регионе. На кампусе есть отдельный домик, где студенты могут получить психологическую поддержку — и именно там живёт хаски по кличке Colmillo, неофициальный талисман и любимец всего вуза.
Universidad Austral, в свою очередь, впечатлил своим кампусом: у вуза есть собственный госпиталь, где проходят обучение студенты-медики, а городской и загородный кампус по атмосфере чем-то перекликались с Волховским и Михайловской дачей. В структуру университета также входит IAE Business School — международно признанная бизнес-школа, предлагающая программы для магистров и руководителей уровня executive.
Особенно меня поразила открытость в общении с преподавателями. Например, в Аргентине один из профессоров после завершения курса пригласил мою группу и ребят из другого вуза, где он тоже преподавал, в ресторан. Мы свободно общались на равных, обсуждали политику, делились историями — без ощутимой иерархии "студент–преподаватель".
А если сравнивать сами страны – большая разница между ними?
Да, разница колоссальная. Аргентина — очень европеизированная страна. Это ощущается во всём: в стиле одежды, манере общения, еде. Многие местные гордятся своими итальянскими корнями, у многих есть двойное гражданство, и в общении часто чувствуется культурная близость к Европе.
А Мексика — это совершенно иная атмосфера: более яркая, экспрессивная, насыщенная локальными смыслами. Кухня там значительно острее и экзотичнее: много непривычных продуктов, например, кактусы в тако. Но главное — это мощное влияние коренных культур. Люди чтут традиции, носят национальную одежду, проводят обряды и ритуалы. Погружение в такую культуру становится настоящим опытом расширения горизонтов.
Как бы ты описал разницу в подходе к обучению между ВШМ СПбГУ и университетами Латинской Америки?
Одним из приятных открытий стало более свободное и неформальное общение с преподавателями.Некоторые пары проходили на свежем воздухе — что в российских реалиях сложно представить и что мне показалось интересным.
Сложности вызывала система оценивания. И в Мексике, и в Аргентине использовалась 10-балльная шкала, но зачастую отсутствовала чёткая связь между процентом выполнения заданий и итоговой оценкой. В СПбГУ всё гораздо прозрачнее: 90–100 — это «отлично», 70–89 — «хорошо» и т.д. Особенно это ощущалось в Аргентине: даже при отличной работе получить высшую оценку — 10 — почти невозможно. Максимум, на что можно рассчитывать, это 9, что эквивалентно «отлично, B» по нашей системе.
А как опыт обучения в Гарварде повлиял на твоё восприятие образования? Был ли какой-то главный инсайт, который ты оттуда унес?
Опыт обучения в Гарварде стал для меня переломным в восприятии образования.
Оказавшись в по-настоящему глобальной среде — среди людей с абсолютно разными историями, взглядами и профессиональными траекториями — я увидел, как сильно влияет контекст, в котором ты учишься.
В моём курсе по переговорам, например, были:
– бывший пилот вертолёта ВВС США, решивший начать академический путь после службы,
– китаянка, Group Product Manager в Microsoft,
– хорват, получающий свою третью степень магистра в 50 лет.
А в Quincy House, общежитии Гарварда, моими соседями были грек и вьетнамец, живущий в Австралии. Мы стали друзьями, и было по-настоящему вдохновляюще видеть, как люди с такими разными культурами, историями и взглядами могут находить общий язык, смеяться вместе, обсуждать важные темы — и при этом сохранять свою индивидуальность.
Главный инсайт, который я унес, — сильное образование не даёт готовых ответов, оно помогает задать себе правильные вопросы.
Кто ты? Чего ты хочешь на самом деле? Какой путь — твой, а не навязанный извне?
И в этом смысле я особенно ценю программу Международного Менеджмента в ВШМ СПбГУ: она даёт необходимую академическую и языковую подготовку, чтобы чувствовать себя уверенно даже в таких местах, как Гарвард. Когда ты умеешь мыслить на английском, анализировать, дискутировать — ты приходишь туда не с чувством страха, а с ощущением, что находишься на своём месте.
И напоследок. С учетом твоего интересного опыта, дай совет студентам, которые готовятся участвовать в программах академической мобильности: есть ли у тебя какие-нибудь лайфхаки по адаптации в новой среде?
Главное — не застревать в бесконечном сравнении с домом.
Когда человек всё время мысленно возвращается к «в России вот так, а здесь — по-другому и не так хорошо», это мешает адаптироваться, принимать новую культуру и строить контакт с реальностью вокруг. Лучше воспринимать происходящее как интересный опыт, а не как «отклонение от нормы». Это сильно облегчает интеграцию — и делает время за границей гораздо более насыщенным и осмысленным.
И ещё один совет — не бойтесь выбирать нестандартные направления для академической мобильности. Латинская Америка может показаться далёкой и непредсказуемой, но именно в этом её энергия. Поверьте, если вы решитесь — она вас удивит и точно не оставит равнодушными.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.