19 марта 2020
Высшая школа менеджмента СПбГУ провела онлайн более 100 занятий за период с 17 по 19 марта 2020 года. Решение об оперативном переводе обучения в дистанционный формат было принято 16 марта в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки.
В беспрецедентно короткие сроки Бизнес-школа предприняла все необходимые меры для обеспечения преподавателей недостающим оборудованием, подключению студентов к онлайн-платформе, созданию и распространению пошаговых инструкций. Студенты-волонтеры прошли дополнительный инструктаж и теперь оказывают техническую поддержку сокурсникам при подключении и настройке новых образовательных сервисов.
Преподаватели проявляют большую гибкость и креативность при поиске новых удобных инструментов и интерактивных решений. А студенты относятся с пониманием к сложившейся ситуации и активно выстраивают свой образовательный процесс в новых реалиях.
«У меня были опасения, что курс «Архитектура предприятия», который мы проводим вместе с Дмитрием Кудрявцевым, обычно наполненный разными интерактивными форматами, не сможет полностью переформатироваться в онлайн. Я не сомневался, что лекцию прочитать получится запросто, но удастся ли наладить работу в других форматах – оставалось вопросом. Сомнения оказались напрасными: все получилось даже лучше, чем я ожидал», — делится первыми впечатлениями старший преподаватель ВШМ СПбГУ Максим Юрьевич Арзуманян.
Для наполнения лекции интерактивом преподаватели создали отдельные каналы, где студенты группами работали над проектом. Позже результаты работы группы презентовали в общем онлайн-классе.
О конструктивном настрое студентов и их заинтересованности рассказывает Елена Владимировна Орлова, заведующий кафедрой иностранных языков в сфере менеджмента:
«Студенты вовлечены в процесс и настроены положительно. Они отмечают, что возникшая ситуация – уникальная возможность посмотреть вживую, как работают виртуальные команды и насколько это может быть эффективно. Мы вместе преодолевали технические трудности, меняя формат обучения».
При этом, по словам Е. В. Орловой, на 50% успех при переходе в онлайн зависит от способности преподавателя удерживать внимание и концентрацию студентов во время занятия. Значительную роль в этом играет возможность поддерживать с участниками зрительный контакт, и это еще потребует поиска новых эффективных приемов.
Взаимодействие со студентами во время занятия и получение обратной связи - важная часть любого образовательно процесса. Маргарита Анатольевна Гладкова, старший преподаватель кафедры операционного менеджмента, академический директор программы магистратуры «Бизнес-аналитика и большие данные», рассказывает, как строится онлайн-взаимодействие одновременно с 60 бакалаврами:
«Студентам интересен формат. Они активно подключаются к занятиям и используют инструменты платформы, которые позволяют одновременно получать ответы на вопросы, например, через чат или виртуальную доску».
По ее словам, взаимодействие в формате «flipped class» («перевернутого класса»), когда меняются местами домашняя и классная работа, органично вписывается в онлайн-формат обучения. Появляется возможность уделять больше внимания сложным темам и обсуждать со студентами вопросы в формате дискуссии.
Доцент кафедры операционного менеджмента Юрий Васильевич Федотов провел свои первые онлайн-лекции для бакалавров первого курса программы Международный менеджмент.
«Было очень удобно и вполне комфортно общаться со студентами в новом формате. Возникало ощущение, что с каждым из них занимаешься индивидуально, детально объясняя материал именно ему. Я признателен студентам за конструктивное взаимодействие и благожелательное отношение к нашему первому совместному опыту изучения микроэкономической теории в режиме онлайн. Они были настроены в высшей степени позитивно, помогали мне в процессе нашей работы с техническими вопросами. А самое впечатляющее – ощущение полного погружения слушателей, чего далеко не всегда удается достичь при проведении теоретического занятия в аудитории», — отметил Ю.В. Федотов
Студенты оперативно включились в работу, для большинства из них онлайн – родная стихия.
«Формат вебинаров с показом экрана для многих студентов уже был знаком ранее, поэтому мы достаточно быстро вникли в процесс и начали работать. Занятия мы сразу начинали с презентации домашних проектов. В процессе разбирались, как демонстрировать экран и включать микрофон. Весьма необычные ощущения, когда презентуешь в экран, а не на аудиторию», — делится впечатлениями студент третьего курса программы «Менеджмент» Никита Древаль, — «Технические неполадки и заминки практически отсутствовали, даже при защите проектов, когда было задействовано больше ресурсов платформы. В таком формате меньше тратится времени на организационные вопросы, ведь при подключении к занятию у всех уже настроены гаджеты для оперативной работы, а возможность слушать лекцию в удобном для себя месте с чашкой чая или кофе для бодрости стало приятным бонусом».
Команда ВШМ уверена, что конструктивный подход и вовлеченность преподавательского состава, с одной стороны, и студентов – с другой, позволят не только максимально быстро и безболезненно пройти период адаптации к новым условиям, но и дадут возможность вывести образовательный процесс на новый технологический, а также методологический уровень.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.