Три кита одного успеха: технологии, дизайн и бизнес в образовательном проекте Converge

Специалисты Высшей школы менеджмента СПбГУ вместе с экспертами из Германии создали образовательный проект, который пошагово учит слушателей создавать идеи новых продуктов на основе инновационных технологий и превращать эти идеи в востребованные на рынке продукты. Проект также учит эффективно управлять процессами до и после вывода продукта на рынок. 

 

 

Междисциплинарный образовательный проект под названием Converge1 разработали в Высшей школе менеджмента СПбГУ совместно с IPERF, Международным институтом управления эффективностью исследований и инноваций, Германия по заказу Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы «РОСНАНО».

 

 

«Главной целью проекта является формирование у слушателей междисциплинарного набора навыков, которые позволили бы вовремя выявлять перспективные технологические тренды для новых продуктов, создавать продукты с ориентацией на потребности пользователя и разрабатывать успешные бизнес-модели»

 

Татьяна Самсонова, руководитель проекта Converge,

доцент кафедры операционного менеджмента ВШМ СПбГУ и управляющий директор Института IPERF.

 

Образовательный проект Converge включает в себя 3 тематических блока: технология, дизайн и бизнес. Блок «Технология» дает обзор новейших технологий: большие данные, искусственный интеллект и Интернет вещей. Блок «Дизайн» рассказывает о том, как разрабатывать продукты, ориентированные на потребности пользователя, при помощи методов дизайна, а также создавать успешные сервисы для поддержки существующих продуктов и формирования сильного и позитивного имиджа на рынке. Занятия в рамках блока «Бизнес» посвящены не только разработке инновационных бизнес-моделей, тестированию их жизнеспособности и созданию минимально жизнеспособных продуктов (MVP)2, но также бизнес-планированию, управлению продуктом и методу гибкой разработки Scrum.

 

В ходе обучения участники работают над реальными проектами и по завершении презентуют инновационные продукты или сервисы перед профессорскопреподавательским составом проекта как перед потенциальными инвесторами.

 

 

 

Первый запуск

 

С сентября 2017 года по февраль 2018 года первая группа слушателей прошла обучение в рамках образовательного проекта Converge. Всего в обучении приняли участие 30 человек – владельцы и руководители высокотехнологичных, строительных, производственных и IT-компаний, финансовых организаций, сети ресторанов и рекламных агентств.

В рамках первого модуля, посвященного технологиям, участники познакомились с технологическими трендами и перспективными технологиями, методами анализа больших данных и искусственным интеллектом.

 

 

Второй модуль программы был посвящен дизайну человеко-компьютерного взаимодействия, участники обучения познакомились с последними техническими достижениями этой сферы. Слушатели курса научились методам дизайна, которые позволяют создавать эмпатическую связь с пользователями и понимать контекст, для которого разрабатывается решение. Большое внимание было отведено формированию у слушателей особого типа мышления, который бы позволил создавать благоприятные условия для развития креативных идей в их компаниях.

 

 

«Очень интересным и содержательным оказался модуль, посвященный дизайн-мышлению и сервис-дизайну. Структурированный и содержательный подход к превращению идеи в готовый продукт, базирующийся на понимании потребности пользователя и позволяющий найти лучшее из возможных решений – то, что выгодно отличает данный курс от ему подобных».

 

Владимир Зубарев,

директор по маркетингу, продвижению и рекламе компании «Оптосенс»

 

Третий модуль программы был посвящен одним из самых обсуждаемых тем в России – трансферу технологий и управлению продуктом. Во время этой части проекта слушатели не только научились создавать инновационные бизнес-модели, тестировать их жизнеспособность и создавать минимально жизнеспособные продукты (MVP), но и приобрели навыки управления готовым продуктом.

 

Четвертый модуль проекта был посвящен следующей значительной инновации в мире – Интернету вещей. Изучив основы программирования, слушатели строили интерактивные системы при помощи наборов-конструкторов Arduino Kits. Также участники обучения узнали, как устроен Интернет вещей и как он трансформирует различные отрасли.

 

В пятом модуле слушатели познакомились с методологией дизайн-мышления, одного из наиболее успешных инструментов для разработки продуктов, действительно необходимых пользователям, а также научились создавать успешные сервисы для поддержки существующих продуктов и формирования позитивного имиджа компании на рынке. 

 

 

Заключительный модуль был посвящен бизнес-планированию и гибким методам разработки продуктов и завершился финальными презентациями проектов команд в формате питчей для инвесторов.

 

 

«Шесть месяцев назад у нас была идея, а спустя полгода, у нас уже план реализации проекта. И не просто какого-то абстрактного проекта, а конкретного бизнеса – благодаря программе мы смогли четко сформулировать профиль нашего клиента, понять его нужды и сделать наш продукт максимально кастомизированным».

 

Дмитрий Шагров,

аналитик проекта Spich

 

 

Победители проекта

 

По итогам финальных презентаций были определены два победителя. Первый приз достался лучшей команде, по мнению преподавателей курсов и экспертов из РОСНАНО - Татьяны Любовской, главного эксперта департамента образовательных проектов и программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Ольги Аграмаковой, заместителя генерального директора АНО «еНано». Командапобедитель представила проект по созданию платформы взаимного кредитования и прямых инвестиций ООО «Микрокредитная компания «АвантКапитал».

 

 

Второй приз помогли разыграть сами участники: каждый участник получил игровые деньги для «инвестирования» в понравившийся проект. Самым привлекательным с точки зрения инвесторов-участников стал проект ООО «Инмар» по созданию децентрализованной платформы мониторинга цепей поставок.

 

В завершение обучения слушателям были вручены сертификаты об участии в образовательном проекте Converge.

 

 

О проекте

 

Образовательный проект Converge направлен на формирование у слушателей междисциплинарного набора компетенций для создания новых идей на основе инновационных технологий и превращения этих идей в востребованные на рынке продукты и услуги.

 

Инструменты, которые дает программа:

  • Методы анализа больших данных 
  • Методы построения интерактивных систем 
  • Методология дизайн-мышления, направленная на лучшее понимание потребностей пользователя 
  • Система прототипирования продукта, позволяющая внести необходимые корректировки в продукт в самом начале работы 
  • Методология сервис-дизайна для создания успешных сервисов 
  • Шаблоны для создания бизнес-моделей и тестирования их жизнеспособности 
  • Методология создания минимально жизнеспособных продуктов (MVP) и проверки их привлекательности среди пользователей 
  • Понятные и прикладные схемы действий по работе над управлением продуктом 
  • Инструменты бизнес-планирования 
  • Методы гибкой разработки Scrum 


Обучение разделено на 6 учебных модулей по 3 тематическим блокам: технология, дизайн и бизнес.

 

Блок «Технология» предлагает получение компетентного представления о новейших технологиях: большие данные, искусственный интеллект, интернет вещей, и их применении для создания инновационных продуктов и сервисов. 
   
Блок «Дизайн» раскрывает методологию дизайн-мышления, с помощью которой разрабатываются продукты, точно ориентированные на запросы потребителей. Кроме этого, немаловажное внимание уделяется необходимости разработки удобных сервисов для поддержки продукта и формирования сильного и позитивного имиджа на рынке. 
   
Занятия в рамках блока «Бизнес» посвящены разработке бизнес-моделей с учетом полученных знаний, тестированию их жизнеспособности и созданию минимально жизнеспособных продуктов (MVP). Слушатели получают навыки бизнеспланирования и навыки работы по методу гибкой разработки Scrum. 

 

Преподаватели программы

 

Представители IPERF
 
Себастиан Денеф   Татьяна Самсонова
 
Преподаватели ВШМ СПбГУ
   
Маргарита Анатольевна Гладкова   Ольга Рафаиловна Верховская   Дмитрий Михайлович Кнатько

  

Для поддержки работы смешанных команд в рамках обучения была адаптирована облачная платформа OWN.space. Данная платформа позволяет создавать виртуальные рабочие пространства, где участники команд совместно с агентами, работающими на основе искусственного интеллекта, могут выполнять задачи по своим проектам.

 

 

 

1 Англ., сходиться в одной точке

2 Minimum Viable Product, MVP — продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями. Основная задача — получение обратной связи для формирования гипотез дальнейшего развития продукта.