11 апреля 2019
Международный попечительский совет факультета менеджмента СПбГУ был создан в 1993 году — это был первый для российских бизнес-школ опыт формирования подобных советов. На данный момент в совет входят 35 представителей органов государственной власти, ведущих российских и международных компаний, мировых бизнес-школ и университетов, выдающихся общественных деятелей. Все эти люди оказывают значительное влияние на развитие бизнес-образования в России. В этой серии интервью мы знакомим вас с ними.
В первом интервью о будущем бизнес-образования, навыках менеджера завтрашнего дня и важности поддержки вузов мы поговорили с Владимиром Ивановичем Якуниным. В начале 2000-х он являлся заместителем министра транспорта Российской Федерации и первым заместителем министра путей сообщения. С 2005 по 2015 год занимал должность президента ОАО «РЖД». На сегодняшний день Владимир Иванович является председателем наблюдательного совета исследовательского института «Диалог цивилизаций», заведующим кафедрой государственной политики факультета политологи МГУ.
— Вы являетесь членом попечительского совета ВШМ СПбГУ на протяжении 12 лет. Почему вы решили стать членом попечительского совета школы?
Я согласился войти в состав попечительского совета школы в период, когда это был едва ли не самый первый российский эксперимент по созданию такого образовательного проекта. Сейчас таких успешных проектов уже несколько. В попечительский совет входили известные политики, бизнесмены, представители западной деловой и научной элиты. Нас всех объединяло стремление создать на базе СПбГУ выдающийся учебный центр для всестороннего развития его выпускников с использованием исторически высочайших стандартов российского образования и науки. Я всегда считал и считаю сейчас, что образование должно строиться на ценностном базисе и побуждать выпускника к дальнейшему развитию, самосовершенствованию в лучших традициях петербургской интеллигенции. Полагаю, что за прошедшие годы школа успешно следовала своей миссии. Глубоко убежден, что России сейчас как никогда нужны высокообразованные, духовно содержательные, любящие свою Родину специалисты — социально компетентные, понимающие бизнес и самостоятельные.
— Какие управленческие тенденции можно наблюдать в вашей организации? Какие новые подходы вы внедряете?
Очень интересный вопрос. Сейчас моя деятельность связана с совершенно разными организациями: это и международный think tank «Диалог цивилизаций», и МГУ имени М. В. Ломоносова. В каждой из них своя культура, своя миссия и задачи, которые сильно влияют на специфику управления. В аналитическом центре мы сами выстраиваем весьма открытый стиль, ориентированный на конвергенцию его международного коллектива. У нас работают представители Запада, Востока, России, отсутствует сложная иерархия и поощряются горизонтальные связи. А в МГУ сильны традиции и строгий академический подход. Он тяготеет больше к классической системе управления, но с развитой системой самоорганизации на кафедральном уровне. В каждом случае есть свое обоснование: академическая наука сильна своими традициями, консервативна и, строго говоря, сложно формализуема. Творческий коллектив не мобилизуешь по аналогии с отделом продаж или инжиниринговым центром. Поэтому внедрение управленческих практик в системе образования сейчас и идет со скрипом. В аналитическом центре другая стихия: его задача — быть медиатором между политической и общественной средами. В том числе между властью и академической наукой. Поэтому здесь больше применимы современные методики управления из бизнеса. Но запрос на творческую, профессиональную и даже социальную самореализацию заметен в обоих случаях.
— Какие компетенции нужны руководителям, чтобы решать задачи в новой реальности? Есть ли эти знания и навыки у сегодняшних выпускников бизнес-школ?
Руководитель в новой реальности — это не только лидер, способный повести за собой и взять ответственность, но и человек, способный принимать порой сложные личные решения. Этого, кстати, не хватает нынешнему поколению мировых политиков. Кроме того, современный руководитель — это человек с хорошим кругозором и развитыми социальными навыками. Этот человек понимает, что кроме извлечения прибыли его бизнес выполняет социальную миссию: дает людям работу, заботится об окружающей среде, платит налоги. В случае с крупным бизнесом — есть целые смежные отрасли, которые от тебя зависят. Есть, в конце концов, социальная инфраструктура, к которой не всегда применимы стандарты классической окупаемости. Но она делает жизнь окружающих людей удобнее и является действенным инструментом мотивации. За этими soft skills будущее, особенно в условиях, когда человека все больше будут вытеснять с рынка труда роботы. Если видеть в человеке только механизм, технологию или «винтик», как у нас раньше говорили, то он проиграет искусственному интеллекту. Об этом должен в первую очередь думать любой руководитель.
— Как лично вы участвуете в поддержке проектов в сфере образования?
Сферу образования я считаю одной из важнейших в обществе. С 2010 года я возглавляю кафедру госполитики факультета политологии МГУ. Кроме того, ежегодно читаю лекции в нескольких зарубежных университетах в качестве приглашенного профессора. В процессе работы с иностранными студентами я не мог не заметить недостаток объективных знаний о России. Очевидна проблема нехватки взаимодействия между представителями российской и зарубежной политической науки. Так родилась идея образовательного проекта по политологии PolitIQ совместно с МГУ и основанным мною фондом целевого капитала «Истоки». Его задача — дать необходимые знания молодому поколению, которому предстоит справляться с вызовами современного развития на глобальном и национальном уровнях. У проекта несколько направлений. Во-первых, это магистерская программа о политических процессах на постсоветском пространстве на английском языке. Экспертов в этой области сейчас не хватает. Курсы читают приглашенные профессора с мировым именем, а также наши российские коллеги. Второе направление — гранты на обучение в летних школах зарубежных вузов для российских студентов. В этом году отправим уже четвертый набор. В прошлом году, кстати, одной из победительниц конкурса стала студентка СПбГУ. Третье направление появилось как закономерное следствие первых двух. Это сезонные школы для зарубежных студентов в России и открытый лекторий для всех желающих. Таким образом, благодаря взаимному обмену знаниями и обогащаются наука и образовательная среда
— Что должен знать и уметь молодой человек, чтобы привнести ценность в развитие бизнеса и построить успешную карьеру?
В любом бизнесе огромное значение имеют связи и репутация. Умение выстраивать не только бизнес-процессы, но и отношения с людьми, умение приумножать свой личный репутационный капитал — ключевые элементы создания ценности. Кроме того, в современном мире будут делать хорошую карьеру люди, способные мыслить широкими категориями и способные искать нестандартные пути решения задач.
Читайте также: Для того чтобы делать мир лучше, нужно предвосхищать тренды: интервью с Александром Поповым>>
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.