8 апреля 2019
2 апреля в Высшей Школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета консультант по организационному развитию цифровых сервисов и продуктов Алексей Благирев прочитал лекцию о сетевой модели данных и представил книгу «Big data простым языком». Это первая бизнес-книга про большие данные, изданная на русском языке.
В ходе лекции Алексей Благирев объяснил, что сегодня мы живём в постинформационном обществе. «Мы переходим в конфигурацию, в которой не мы пытаемся извлечь из информации ценность, а алгоритм, а мы, в свою очередь, пытаемся научить алгоритм искать ценность в информации»,— рассказал исследователь. По его словам, в этом процессе самое важное — культура работы с данными. Так, профессор MIT Эрик Бриньольфссон установил, что при работе с культурой возвратный капитал компании увеличивается на 6,5%, растёт EBITDA и оборачиваемость активов, а процентное бремя снижается.
Алексей Благирев объяснил, что культура работы с данными в компании начинается с конструкции data silos, то есть хранилища данных. Предполагается, что у сотрудников организации есть своё хранилище информации, но при этом в компании нет единой версии этих данных, а для её создания нужны высокие затраты. Такая модель называется цифровой феодализм. «Мы живём в эпоху цифрового феодализма. В России он преимущественно преобладает», — пояснил исследователь.
Следующий этап работы с культурой — data driven. Он заключается в том, что есть набор данных, которые проектирует компания, и все решения по набору данных, принимаются исключительно без участия человека. Проблема этого этапа заключается в том, что лучшая конфигурация продукта ограничена датасетом. Третий этап — data informed. Его суть в том, что идея поиска лучшей конфигурации продукта опирается на поиск наиболее удобного пользовательского опыта.
Алексей Благирев предположил, что у России может быть в этом смысле уникальный путь, и мы придём к постинформационному обществу сразу в культуре цифрового феодализма и без перехода в data driven на уровне всей организации централизованно. «Так как стоимость решений на big data существенным образом упала в цене, поэтому руководители могут себе позволить более не централизировать эту функции и методы работы с ней внутри организации. В этом смысле напоминает нам движение китайской экономики, когда они "перепрыгнули" использование банковских карт, и сразу попали в использование QR кодов»,— объяснил он.
По словам Алексея Благирева, менять культуру нужно постепенно. Для этого компании организуют культурные хакатоны. Например, по версии компании Gartner, чтобы изменения произошли нужно отменить статусные совещания, отводить на решение любой сложной задачи 48 часов, допустив, таким образом, право на ошибку, и не заканчивать встречи пока участники не зададут 3 по-настоящему сложных вопроса.
Кроме того, на лекции исследователь рассказал о культуре работы с данными в компаниях Google и Microsoft, проектировании новых бизнес-моделей, дешёвом подходе к работе с аналитикой и морали в цифровом мире.
Алексей Благирев организовывал конференции Fintech Russia и ФИНТ’17, делал проект о цифровой этике с научным сайтом N+1 и работал с Внешэкономбанком, банком «Открытие», «Альфа Банком», а также компаниями Societe Generale, PWC, Marriott и другими. Сейчас Алексей Благирев преподаёт в Московской школе продвинутых коммуникаций, в РАНХиГС, «Сколково» и МГИМО.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.