19 мая 2020
Татьяна Альбертовна Гаврилова, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой информационных технологий в менеджменте Высшей школы менеджмента Санкт-петербургского университета (ВШМ), в онлайн-конференции Knowledge Сonf 2020, рассказала о том, как инженерия знаний помогает решить проблему искажения информации при взаимодействии специалистов разных областей.
Основной проблемой искажения в восприятии и передачи информации при взаимодействии узкопрофильных экспертов и менеджеров является неоднозначная интерпретация: обсуждая один и тот же концепт (идею, процесс или явление), разные люди представляют себе его по-разному.
Причины этого могут носить психологический, лингвистический или организационный характер. Например, организационные проблемы могут быть связаны с особенностью управления компанией, особенностями передачи знаний между проектами, общения между отделами, которые могут находиться в разных часовых поясах, и сотрудниками которых могут говорить на разных языках. Кроме того, специалисты разной квалификации воспринимают слова в разном контексте, что связано с существенными различиями в образовании, опыте и кругозоре. Психологические проблемы могут быть связаны с возрастными и гендерными различиями сотрудников, скоростью восприятия, глубиной, ригидностью, рефлексивностью и другими когнитивными особенностями. Лингвистические проблемы — это как раз особенности общения внутри и вне профессиональной среды, когда оказывается, что эксперта никто не понимает, кроме его непосредственных коллег.
Помочь в решении этих проблем может инженерия знаний, которая предлагает эффективные модели и методы получения, структурирования и формализации информации. «В компаниях могут проводится регулярные тренинги и митапы между сотрудниками разных отделов, на которых будет кристаллизоваться некий «общий код», который понятен всем. При этом полезно систематизировать такой бизнес-словарь (или корпоративный тезаурус) в виде визуального материала, схем и диаграмм. Хорошо себя зарекомендовали интеллект-карты, например. Также полезно сделать упор на развитие эмоционального интеллекта и эмпатии сотрудников, что существенно облегчает понимание», — пояснила Татьяна Альбертовна.
Knowledge Conf 2020 — профессиональная онлайн-конференция по управлению знаниями, на которой специалисты представляют доклады на темы вовлечения сотрудников и создания культуры обмена знаниями; разработки программного обеспечения и автоматизации процессов управления знаниями; инструменты управления знаниями и их применимость к реальным рабочим задачам и т.д.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.