1 июня 2020
В Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ) состоялась онлайн-встреча выпускников программ MBA — представителей компаний, работающих в разных сегментах розничных продаж. Участники встречи обсудили, как поменялся ритейл в период карантина, какие вызовы стоят перед компаниями сегодня и какие возможности открываются для развития отрасли.
В условиях пандемии многие отрасли рынка пострадали, приостановили работу и потерпели убытки, при этом на ритейл ситуация сильно не повлияла. Продовольственные и строительные товары, лекарства, товары для животных и посуда остаются востребованными и во время пандемии.
Елена Стрельцова, генеральный директор Оптоклуба «Ряды», выпускница программы МВА 2002, рассказала, что сразу после объявления режима самоизоляции в Санкт-Петербурге спрос на ассортимент сети резко возрос. «В течение двух недель продажи составляли 74% от запаса. Среди самых популярных продуктов — греча, мука, консервы. Затем спрос выровнялся. Мы ожидали, что после продления карантина будет вторая волна высокого спроса, но ее не было. В связи с ограничениями покупатели стали закупать продукты реже и на длительный срок, а для этого чаще едут в гипермаркеты, чем в магазины у дома», — отмечает Елена.
Но не только продуктовые сети наблюдают всплеск продаж. Андрей Сафелкин, директор по развитию СТД «Петрович», выпускник программы ЕМВА 2014, отметил, что спрос на товары для ремонта во время карантина не изменился. «Немного уменьшился оптовый канал продаж, так как часть игроков рынка b2b заморозила проекты. Но благодаря развитию онлайн-каналов продаж, мы получили хороший приток от физических лиц. Сейчас, после того как разрешили открыть торговые залы в Петербурге, мы отмечаем прирост покупателей. Надеемся сохранить этот уровень до конца года», — подчеркнул Андрей.
Все эксперты встречи отмечают, что удержать или минимизировать падение уровня доходов им помогли онлайн-продажи. Многие компании усилили свое присутствие в интернете и, тем самым, укрепили свои позиции на рынке. «Благодаря онлайн-каналам у нас не замечено резкого и большого падения продаж. В данный момент мы не выпали из графика по выручке, который составляли при планировании года, до пандемии COVID19», — рассказал Олег Верхотуров, генеральный директор DIY tools, выпускник программы ЕМВА 2016.
Генеральный директор компании «Аполло» Сергей Павловский, выпускник программы ЕМВА 2014, также отмечает, что основными каналами продаж во время карантина для их компаний стали продовольственные и строительные сети, а также онлайн-площадки, которые позволили минимизировать снижение продаж посуды.
В сфере логистики для e-commerce также произошли изменения. Традиционные транспортные компании в регионах столкнулись с карантинными ограничениями и неготовностью их IT систем к высоким нагрузкам, и это привело к значительному увеличению сроков доставки.
«Мы запустились только в апреле, и с этого момента да, мы ежемесячно отмечаем рост рынка, но не могу точно утверждать, что это связано с кризисом, так как мы недавно запустили проект», — рассказал Дмитрий Никитин, основатель и руководитель логистической платформы Via.Delivery, выпускник программы ЕМВА 2016. — «Отмечу, что мы оказались в предпочтительной ситуации, т. к. в условиях любой эпидемии продуктовые магазины, аптеки, АЗС и их логистика будут функционировать, а значит и мы сможем продолжать недорого доставлять заказы интернет-магазинов в любую точку страны».
Говоря про различные категории ритейла, эксперты обсудили и направление товаров для животных — эта категория одна из немногих вошла в список товаров первой необходимости. «В нашей компании 20 филиалов и 2700 сотрудников. Нам очень повезло, что мы были включены в список товаров первой необходимости, так как мы продаем корма для животных. Онлайн-магазины закрывает более 60% оборота всей компании», — рассказывает Валерий Сиротин, основатель компании Petshop.ru, — «За время пандемии мы не уволили ни одного сотрудника и не уменьшили зарплату — это действительно хороший показатель в столь сложное время. В марте мы закупили все необходимые средства индивидуальной защиты и дезинфекторы, распространили по магазинам и даже наняли медика, который следит за здоровьем сотрудников склада». Говоря о прогнозах по снижению спроса к концу года, Валерий Сиротин рассказал, что в компании уже работают над изменением ассортимента и планируют запустить производство недорогих кормов для животных, сохранив при этом хорошее качество.
Дистанционный формат работы компаний позволил оптимизировать многие процессы, сократить время на совещания и повлиял на возможность в будущем совсем отказаться от аренды офисов. В связи с объявлением карантина и закрытием офлайн-магазинов компаниям пришлось переобучать сотрудников и переводить их на другие задачи. Те специалисты, которые находились в торговых залах, стали принимать и распределять заказы по горячей линии, так как поток заявок увеличился, а прежнего количества сотрудников на этих местах не хватало.
В завершении встречи спикеры отметили, что большинство инноваций, которые компании внедрили во время кризиса, войдут в обычную работу компании. Среди них — удаленная работа, дистанционное обучение, усиленный контроль за соблюдением гигиены в магазине и развитие онлайн-продаж.
Встреча представителей ритейла состоялась в рамках Клуба практиков для выпускников и слушателей программ MBA/EMBA. Модератором выступила Ольга Рафаиловна Верховская, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ, преподаватель программ EМВА. Следующая встреча Клуба практиков МВА/ЕМВА планируется в конце июня.
Во встрече приняли участие:
Елена
Стрельцова
генеральный директор Оптоклуба «Ряды», выпускница программы МВА 2002.
Андрей
Сафелкин
директор по развитию СТД «Петрович», выпускник программы ЕМВА 2014.
Олег
Верхотуров
генеральный директор DIY tools, выпускник программы ЕМВА 2016.
Сергей
Павловский
Генеральный директор компании «Аполло», выпускник программы ЕМВА 2014.
Дмитрий
Никитин
основатель и руководитель логистической платформы Via.Delivery, выпускник программы ЕМВА 2016.
Валерий
Сиротин
основатель компании Petshop.ru.
Ольга
Верховская
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.