17 июня 2020
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) при поддержке Сбербанка, представила полную версию национального отчета GEM Россия 2019-2020. В 2019 году в России количество людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями, составило 9,3% от общего трудоспособного населения. Этот показатель стал рекордным для России за все время проведения исследования (с 2006 года).
В других странах такой показатель колеблется от 4-5% в Италии, Польше, Пакистане и Японии до 35% в Чили и Эквадоре. В странах БРИКС количество людей, предпринявших попытки создать и управлять новым бизнесом, тоже различается. Например, в Бразилии – 23 % трудоспособного населения являются ранними предпринимателями, в Индии – 15 %, в Китае – 8,7%. Скажется ли пандемия коронавируса на показателях предпринимательской активности негативно или наоборот спровоцирует резкую позитивную тенеденцию — покажет мониторинг 2020 года.
«Из результатов национальной части исследования мы видим, что в 2019 году рост предпринимательской активности в России буквально рекордный. За год выросло количество тех, кто верит в то, что в их регионе существуют широкие возможности для создания своего дела. Эти изменения позитивные, но показатель все еще достаточно низкий (всего 30%) для того, чтобы говорить о влиянии малого бизнеса на экономику страны. Тем интереснее будет посмотреть на результаты исследования предпринимательской активности после пандемии. Во время прошлых кризисов доля тех, кто создавал новые бизнесы в странах со средним уровнем экономического развития не только не снижалась, но и росла, в первую очередь за счёт увеличения тех, кто вынуждено становился предпринимателем в условиях безработицы», — отметила руководитель проекта GEM в России, доцент Высшей школы менеджмента СПбГУ Ольга Верховская.
Количество людей, чей бизнес существует на рынке более 3,5 лет, практически не изменилось. Этот показатель составил 5,1%.
В 2019 году в России чаще создавали бизнес, чем закрывали его. 3,4% взрослого трудоспособного населения перестали быть предпринимателями, причем большинство бизнесов перестало существовать, и лишь пятая часть продолжила работать с другими владельцами. 80% тех, кто закрыл свой бизнес в 2019 году, объяснили свое решение финансовыми проблемами и неблагоприятными внешними факторами.
Главным мотивом создания собственного дела остается необходимость поддержания уровня дохода. 78% респондентов согласились с тем, что предпринимательская деятельность позволяет заработать в условиях ограниченности других предложений трудоустройства, а 69% связывают с предпринимательской деятельностью возможности высокого заработка и финансового благополучия. Четверть респондентов стали предпринимателями вслед за старшими родственниками. В 2019 году выросло число тех, кто планирует открыть собственное дело в ближайшие три года. Оно составило 9,8% населения, что на 4% выше прошлогоднего показателя.
В 2019 году более чем в два раза увеличилась доля российских компаний, которые имеют потребителей за рубежом. Этот показатель составил 14,4%. Помимо этого, в значительной степени изменились оценки перспективности бизнеса у ранних предпринимателей. 30,2% респондентов заявили, что их бизнесы обладают высоким потенциалом роста, что вдвое превышает значение прошлого года.
Глобальный мониторинг предпринимательства анализирует различные аспекты предпринимательской деятельности, в том числе вовлеченность населения в создание и управление как новыми компаниями, существующими на рынке менее 3,5 лет, так и теми фирмами, которым удалось преодолеть этот рубеж; мотивы открытия бизнеса и причины, по которым компании закрываются; отношение населения к предпринимательству и уровень предпринимательских намерений; планы развития предпринимательских фирм.
С момента создания проекта в 1997 году в нем приняли участие 110 стран. В России на протяжении 14 лет проект реализуется исследовательской группой Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, с 2018 года — при поддержке Сбербанка.
«Проект “Глобальный мониторинг предпринимательства” демонстрирует важные показатели мировой экономики – предпринимательскую активность и причины ее колебаний. Мы видим существенное увеличение количества желающих создать свое дело. Соответственно, растёт и спрос на управленческие компетенции. Современный менеджмент – это набор знаний и инструментов для решения нестандартных задач, для управления бизнесом и командами – т.е. набор компетенций, необходимых как для сотрудников крупных корпораций, так и для частных предпринимателей и стартаперов. Задача бизнес-образования в целом и Высшей школы менеджмента СПбГУ (ВШМ), в частности, - обеспечить необходимым управленческим инструментарием лидеров всех уровней на всех этапах развития их карьеры и бизнеса. Научно-практические исследования мирового уровня, современные методики передачи знаний и онлайн-технологии позволяют будущим управленцам и предпринимателям получать менеджерские компетенции, соответствующие самым актуальным вызовам рынка», — Ольга Дергунова, заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор Высшей школы менеджмента СПбГУ.
При использовании данного сайта Вы подтверждаете свое согласие на использование ВШМ СПбГУ cookie файлов. С подробной информацией Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.